ОСТРОВ КИПРИДЫ

Остров Кипр благодаря своему положению в Средиземном море давно стал мостом, связующим Европу с Азией и Африкой. Через него тысячелетиями проходило множество народов и племен. Но его культурная уникальность обусловлена и открытостью границ, и редким свойством перерабатывать в свое – чужое.

Уже в VI–III тыс. до н.э. на острове сформировалась оригинальная культура; в эпоху дворцов Кипр последовательно развивал свои художества, сначала под воздействием Крита, а с XIV в. до н.э. и Микен, причем микенская традиция прочно укоренилась на острове: почти три столетия там работали кипро-микенские мастерские гончаров и вазописцев, внесшие весомый вклад в античную культуру. Параллельно этому развивалась и локальная традиция. В первой половине II тыс. до н.э. Кипр создавал краснополированные вазы (№ 8), которые не свойственны ни Криту, ни Эгеиде в целом, но полировка будет характерна для островной керамики и позднее – в эпоху геометрики. Здесь рано проявилась необычайная приверженность к вазам со сложным силуэтом – с длинными носиками-сливами (№ 9), петельками по стенкам, часто с некими зооморфными или антропоморфными деталями. Некоторые архаические черты искусства будут сохраняться многие столетия. Так, экспрессивная работа резца, которой отмечены фигурки обнаженных богинь XIII в. до н.э.1, будет встречаться еще спустя тысячу лет – например, в фигурных сосудах (№ 10).

Когда микенская культура ок. 1100 до н.э. исчерпала себя и не только Эгеида, но и большая часть древневосточных государств – Египет, Хеттское царство, Ассиро-Вавилония – погрузились в «темные века», Кипр, напротив, пребывал в процветании. Он интенсивно участвовал в поддержании вазописного дела, почти единственного уцелевшего при крушении микенских дворцов (т.н. субмикенский стиль – XI в. до н.э.), и в формировании нового стиля Эллады железного века – протогеометрического (X в. до н.э.)2.

Искусство этого острова проходит те же фазы развития, что и нарождающееся балканское – геометрику, архаику, классику, но геометрику с опережением, архаику – сначала нога в ногу, потом с задержками, а уже классику – с громадным отставанием.

Ретардация – явление, свойственное всем художественным стилям, питающимся импульсами из далекого центра, каким для многих стран и народов Средиземноморья и Причерноморья в I тыс. до н.э. стала Эллада.

Музей располагает обширным собранием кипрских экспонатов. В нем много замечательных ваз, но еще более замечательны изваяния из камня и глины. Те, кто листал книги по кипрской культуре, не могли не запомнить фотографию с находками из Айя Ирини, открытыми шведской экспедицией и хранящимися ныне в Никосии3: рядами стоят многочисленные фигуры, внизу самые маленькие, далее среднего роста и на фоне – огромные, в человеческий рост. Они были найдены именно в таком порядке, уложенные вокруг алтаря. Удивительное терракотовое общество представляет мужчин и женщин, смертных, героев и богов; явившись из-под земли, оно поражает разнообразием и массой; это целый мир – и только из одного местечка, из одного святилища. А сколько их на Кипре!

Вид святилища в Дали (древний Идалион) с вотивными приношениями. Кипр. Фрагмент фотографии. 1885 // Ohnefalsch-Richter, 1893. Pl. LVIДругая, менее известная фотография, сделанная в 1885 году в святилище Афродиты в Идалионе4 (рис. 2), запечатлела встречу настоящего с прошлым: группа людей, застывшая в отдалении, созерцает в осеннем пейзаже огромные фигуры богинь и смертных дев, посвященные Афродите; одни стоят – как стояли больше двух тысяч лет, другие разбились – от одной статуи откололась голова, от другой – ноги в сандалиях, от третьей – рука в массивном браслете, несущая богу бычка. И вот в этой-то руке мы признали памятник, хранящийся в нашей коллекции (№ 13)! Вероятно, так же, как Идалион, когда-то выглядели Олимпия, святилище Аполлона в Дельфах, Афинский Акрополь, но от них дошли в основном только фрагменты, Кипр же более полно сохранил облик своих святынь.

Следует сказать несколько слов об адорантах – фигурах дарителей. На Кипре их особенно много. Зачем человек дарит богу вещь и изображает себя с этим даром? В народной вере – и в официальной религии до Гомера – боги смертны, они периодически умирают-возрождаются. Принося «вотивный» дар – по обету (лат. ex-voto, греч. άνάθημά), человек устанавливает взаимную связь между собою и богом. В форме дара он вручает ему свою жизнь, чтобы наделить жизненной силой. А спасенный из смерти бог в свою очередь наделяет жизнью дарителя. Взаимообмен жизнями-смертями очевиден в посвятительных надписях: например, даритель посвящает Аполлону статуэтку и просит бога «оказать милость взамен»5. Позднее эта связь выразится в известной латинской формуле: do ut des – «даю, чтобы дал» (Даю тебе, бог, чтобы и ты дал мне). Поэтому споры о том, кого изображают адоранты, беспочвенны. Могут изображаться боги как уже вернувшиеся на жизненный круг, но могут и люди – как добровольные жертвы-спасители. Что раньше? Очевидно, первое; в античное время оба варианта существовали параллельно.

Лучшие памятники собрания связаны с кипрской архаикой – VI–V вв. до н.э. Это оригинальнейший феномен древнего искусства, в котором сплавляются традиции: кипрская, сиро-финикийская, месопотамская, египетская, (отчасти) этрусская и греческая. Подвесные плиты с фигурой богини (№ 11) возникли под воздействием финикийского искусства (а оно, в свою очередь, – месопотамского), но с местным «акцентом»: на них представлены фигурки богинь в изящных нарядах, с крупными скульптурными цветами или другими дарами в руках. Живот и грудь почти не моделированы – женщину в это время перестают считать прародительницей, чем она была до того многие тысячи лет. Воздействие «мужского» общества, давно, уже в IV тыс. до н.э., сформировавшегося на Ближнем Востоке, наконец достигло и Кипра. Матриархат уничижается – патриархат торжествует. Но, как окажется потом, – на поверхности. Выделение головы с крупными локонами-волютами подчеркивает в женщине наименее «женский» элемент: голова – это квинтэссенция мужской сущности, как женской – рождающее лоно. В других случаях она выделяется сложным, многосоставным убором, отличающим кипрских дам и богинь.

Если богиня сохраняет традиционный древневосточный тип, то теперь обнажается одна только грудь (№ 15), чтобы подчеркнуть в противовес древней, биологической функции порождения новую, культурную – кормление, млекопитательство. Женский идеал в VII–VI вв. до н.э., как правило, находится под воздействием мужского: крупные головы, узкие бедра, широкие плечи.

Сильные египетские влияния ощутимы в середине VI в. до н.э. в Южном и Восточном Кипре: вероятно, там работали выходцы из долины Нила. Небольшая головка юноши в «клафте» (№ 14) сделана с редким мастерством и выглядит как монументальное изваяние из твердого камня.

Но с середины VI в. до н.э. в кипрскую среду все шире проникает эллинская струя. Киприоты начинают работать «под греков», изготавливая фигурки в кипро-эгейском или «чисто эллинском» стиле. Такова замечательная статуэтка Аполлона (№ 12), очевидно, сделанная на Кипре из местного прозрачного гипса, но найденная в Навкратисе – греческой колонии в Северном Египте.

Фигура адорантки (№ 17) заимствует тип изображения греческих кор: девушка торжественно стоит, приподнимая край длинного хитона. В отличие от других кипрских, более тяжеловесных, она изящная и легкая, с этрусским «капюшоном» и в этрусских туфлях с загнутым носком. В V–IV вв. до н.э. женские типы будут тяготеть как к архаичной кипрской традиции, представляемой плоской, почти пластинчатой фигурой женщины в короне – очевидно, богини (№ 18), так и к греческим статуарным. Но там, где у греков трехмерность и динамичная постановка тела в пространстве, у киприотов сохраняется сжатость, скованность, неподвижность, и только отдельные черты говорят о новой эпохе.

Несомненно, аттический тип Зевса оказал воздействие на создателя впечатляющей головы бородатого бога (№ 16). Собственно, кипрские бородачи этого времени еще очень условны, с лицами, в чем-то близкими маскам, – эта голова живая, пластичная, индивидуальная.

В V–IV вв. до н.э. искусство Кипра, застывая, холодея и безнадежно отставая от бурно развивавшегося греческого, на которое стало смотреть снизу вверх, оставалось самим собой в самом традиционном из художественных жанров – надгробиях. Здесь в эпоху греческой классики им были решены проблемы, впервые возникшие на Востоке и широко циркулировавшие по античной периферии. Кипрский ритуальный пир (№ 19), предназначенный для спасения жизни мужчин, строится так же, как у поздних этрусков: мастер сокращает те части фигур, которые для него не важны, укрупняет, напротив, значимые. Диспропорции, недостоверность натуры, примитивизм – но при этом особая, неповторимая жизненность образов.

Л.И. Акимова


________________

1 Morris, 1985. P. 167–174.

2 Mycenaean World, 1988. P. 55.

3 Karageorghis, 2003. P. 174.

4 Ohnefalsch-Richter, 1893. Pl. LVI.

5 Cм. текст под № 31.

  • КРАСНОПОЛИРОВАННЫЙ КУВШИН
  • СОСУД С НОСИКОМ-СЛИВОМ
  • ФИГУРНЫЙ СОСУД В ВИДЕ СТОЯЩЕГО КОЗЛА
  • ПОДВЕСНЫЕ ПЛИТЫ С ФИГУРОЙ БОГИНИ
  • АПОЛЛОН ИЗ НАВКРАТИСА
  • РУКА АДОРАНТА С БЫЧКОМ – ФРАГМЕНТ ВОТИВНОЙ СТАТУИ
  • ГОЛОВКА ЮНОШИ В УБОРЕ ТИПА ЕГИПЕТСКОГО КЛАФТА
  • СТАТУЭТКА БОГИНИ С ОБНАЖЕННОЙ ГРУДЬЮ
  • МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ГОЛОВА БОГА (ЗЕВСА)
  • СТАТУЭТКА ДЕВУШКИ, ПРИПОДНИМАЮЩЕЙ ОДЕЯНИЕ
  • СТАТУЭТКА ЖЕНЩИНЫ В ХИТОНЕ И ПЛАЩЕ
  • НАДГРОБИЕ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ РИТУАЛЬНОЙ ТРАПЕЗЫ
Сайты Музея