13. РУКА АДОРАНТА С БЫЧКОМ – ФРАГМЕНТ ВОТИВНОЙ СТАТУИ

Инв. ДВ-67

Кипр. Первая половина VI в. до н.э.

Известняк

В. 31,7; Ш. 34,5; Т. 6,2

Показать сохранность, происхождение, литературу
Сохранность:

фрагмент руки справа приклеен; передняя часть морды быка утрачена; небольшие сколы и выбоины; красочный слой утрачен

Происхождение:

1885 – найдена при раскопках теменоса Афродиты, Идалион; до 1945 – Государственные музеи, Берлин. Античное собрание (inv. Misc. 8015, 436); с 1945 – ГМИИ

Литература:

Ohnefalsch-Richter, 1893. P. 382, pl. 52, 11; Dokumentation der Verluste, 2005. S. 86

В теменосе Афродиты в Идалионе некогда стояла большая, в человеческий рост, фигура адоранта, держащая за передние ноги небольшого бычка. С течением времени от нее уцелела только эта деталь, как показывает фото 1885 года из книги Макса Онефальш-Рихтера «Кипр. Библия и Гомер» (1893) с изображением святилища в Дали (Древний Идалион)1 (рис. 2); данный фрагмент виден в самом низу композиции – он лежит на земле среди обломков других посвящений.

Вокруг запястья – широкий чеканный браслет, пройденный рядами углублений. Пальцы руки тщательно проработаны, так же как и фигура животного. Бычок изображен с короткими рожками, длинным хвостом с кисточкой. Эта, несомненно, прекрасная работа принадлежала к распространенному на Кипре в VII–VI вв. до н.э., особенно в юго-восточной части острова, типу вотивной скульптуры: стоящие фронтально мужчина или женщина в длинном одеянии, одна рука опущена вдоль тела, а другая, согнутая в локте и прижатая к груди, держит какое-либо животное2.

Пол адоранта неопределим. Даже в целых фигурах иногда это сделать затруднительно, и в таких случаях ученые уклончиво называют дарителей «персонажами». Широкий браслет мог украшать запястья и женщин, и мужчин. Наличие этой вещи – важная черта, характеризующая «космичность» руки, в которой находится жертвенный дар. Подобно другим «связующим» предметам вроде колец, поясов, диадем, ожерелий и гривен, браслет «укрепляет» важнейшую связь в человеческом теле: руку и кисть; в этом и заключается ритуальная значимость вещи. В художественном плане соседство живых, натуральных форм – человеческой руки и бычка – и искусной металлической вещи создает совсем особый эффект.

В.В. Смоленкова


________________

1 Ohnefalsch-Richter, 1893. Pl. LVI.

2 Время создания статуи можно отнести к первой половине VI в. до н.э. (Karageorghis, 2005. P. 118, N H–39, p. 107, N H–16; Древности Кипра, 2008. С. 48–49, № 35; С. 56, № 42 (А.Г. Букина).

Сайты Музея