15. СТАТУЭТКА БОГИНИ С ОБНАЖЕННОЙ ГРУДЬЮ

Публикуется впервые Публикуется впервые

Инв. АРК 1

Кипр. Конец VI в. до н.э.

Кость; резьба, гравировка

В. 9,7; Ш. 2,8; Т. 1,5

Показать сохранность, происхождение, литературу
Сохранность:

утрачены нижняя часть фигуры от стоп до бедер; фрагмент головного убора, левое ухо и часть прически над ним; поверхность в мелких повреждениях, в голубых и желтых пятнах

Происхождение:

до 1945 – Государственные музеи, Берлин. Античное собрание (?); с 1945 – ГМИИ

Среди античных изделий резной кости, насчитывающих несколько сот экспонатов, в Музее хранится только одна выразительная кипрская. Она представляет богиню в традиционной для ближневосточного искусства схеме: обнаженной1, в иератической позе, поддерживающей снизу обеими руками грудь2. Такой тип изображения распространился на Кипре с утверж-дением в его культуре мужского начала. Богиня акцентирует грудь, выступая в качестве млекопитательницы, кормилицы, очень важной для воцаряющегося патриархата с его затушевыванием древней, рождающей функции матери.

Но в то время как подавляющее большинство кипрских фигур представляет богиню-мать обнаженной, с плотными формами, с акцентом на телесном начале, данный экспонат сильно от них отличается, и нам пока не удалось найти близких ему аналогий. Дело не только в том, что эта фигурка узкая, стройная, но и в воплощенной в ней намеренной антитезе низа и верха. Она одета, и кажется, что обнаженная грудь, как у критских «богинь со змеями» из Кносского дворца (XVI в. до н.э.)3, открыта; под острыми локтями угловато согнутых рук явно видны складки пышных рукавов. Но в целом фигурка подчинена мужской конституции; у нее обнаженный верх контрастирует с задрапированным низом: юбка уложена частыми вертикальными складками и завязана поясом с Геракловым узлом.

На мягкой полной шее покоится крупная головка с тяжеловатыми чертами: лицо чувственное, с «архаической улыбкой». Прямые волосы обрамляют лицо полудугой, тогда как уши прикрыты тяжелыми, ниспадающими на плечи бахромчатыми кисточками типа русских «пушков» – специфическая деталь убора кипрских богинь.

Среди известных памятников ближе других экспонату статуэтка в Берлине, датированная кипро-архаическим периодом I (750–600 до н.э.); автор публикации В. Карагеоргис считает, что, несмотря на данные о нахождении памятника в Китионе, фигурка могла быть исполнена в Арсосе, продукция которого широко экспортировалась в Грецию – его терракоты найдены на Самосе и в Линдосе на о. Родос4. К берлинской фигуре отчасти близка статуэтка из Женевы, со столь же угловатыми руками и угловатым жестом пальцев5. Кроме того, наш памятник явно представляет богиню: на ней полос, корона богов, в центральной метопе которой обозначена шестилепестковая розетка-звезда.

Л.И. Акимова


________________

1 Обнаженность – признак поворота культуры в «мужскую» сторону. Когда в иконографии появилась фигура в одеянии (выразительно – с VI тыс. до н.э.), она представляла собой защищенный, жизнеспособный, творческий элемент космоса, тогда как обнаженная фигура, лишенная защитной оболочки, воплощала смертный, находящийся в процессе перехода. Отнесение к разряду обнаженных фигуры богини-матери, ранее почитавшейся бессмертной, потому что она постоянно рождала-возрождала детей = жизнь, сигнализирует об активно идущем процессе изъятия у нее древних ритуальных прав на продолжение рода, а соответственно, в искусстве – о появлении фигуры обнаженной, без покрова, фигуры.

2 Тип широко распространен. Ср., например: фигурку из Стокгольма, VI в. до н.э. (Karageorghis et al., 2003. P. 207–208, N 239 – в пекторали, браслетах на плечах и запястьях, с участками фона по сторонам. В. 14,5); терракоты из музея Метрополитен в Нью-Йорке, 600–480 до н.э. (Karageorghis, Mertens, Rose, 2000. P. 143–144, N 215, 216 – руки дуговидные, вторая как бы под балдахином, с участками фона по сторонам, В. 17,8; 23,2); группу терракот из Женевы, с узким низом и широкой грудью, с дуговидными руками (Karageorghis, 2004. P. 93–94, N 172–176).

3 Marinatos, Hirmer, 1986. Taf. 70; XXV.

4 Brehme et al., 2001. P. 109, N 101.

5 Karageorghis, 2004. P. 9, N 176 (600–480 до н.э.).

Сайты Музея