16. МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ГОЛОВА БОГА (ЗЕВСА)

Инв. АС 351

Кипро-аттический круг. 500–490 до н.э.

Известняк

В. 31; Ш. 24; Т. 33

Показать сохранность, происхождение, литературу
Сохранность:

снизу стесана горизонтально, с легкой кривизной вглубь; конец бороды сбит, поверхность заглажена (?); утрачены нижняя часть носа, губы и часть левого уса; сколы на глазах, на правой щеке, на волосах

Происхождение:

до 1945 – Музей замка, Гота (Германия); с 1945 – ГМИИ

Литература:

Археология войны, 2005. С. 66–67, кат. 96

От эпохи архаики дошло не так много каменных изваяний богов. Большая часть из них, исполненная в рыхловатом кипрском песчанике, сильно пострадала от времени. На этом фоне особый интерес представляет великолепная голова бородатого бога из более твердой породы известняка и сравнительно хорошо сохранившаяся; она покрыта благородной золотисто-коричневой патиной. Формы плотные, архаические, с тесно прилегающей к голове прической, увенчанной лентой-диадемой. Пышная окладистая борода чуть вытянута вперед и уложена четырьмя плавными горизонтальными волнами, на которые спускаются тонкие усы, пройденные серией проколов; под нижней губой прослеживается небольшая треугольная barbette1. Волосы на голове также трактованы легкими дуговидными волнами, внутри прочерчены сериями частых вертикальных бороздок. Шапка волос спускается на лоб тремя рядами пластичных завитков (около ушей их четыре), закрученных в спирали; раковины ушей словно наложены сверху на волосы.

Голова бородатого мужчины. Кипр. Последняя четверть VI в. до н.э. (?). Глиптотека Ню Карлсберг, Копенгаген // Karageorghis et al., 2001. P. 126–127, N 30 Тщательная проработка всех черт при некотором стремлении к декоративизму – специфическая для архаики черта, и на Кипре можно найти немало подобных бородатых голов, где повторяются сходные приемы. Такова, например, голова бородатого мужчины в коническом шлеме из музея Метрополитен в Нью-Йорке2, с такими же выпуклыми глазами, рельефными дугами бровей, тонкими полосками усов, ниспадающих на пышную бороду; кроме того – голова мужчины в венке из Копенгагена3, ок. 500 до н.э. (рис. 5), с аналогичной структурой лица, явной «архаической улыбкой» и треугольной barbette; третий пример – голова мужской статуи в венке из Британского музея (от которой сохранилась только верхняя часть), происходящая из святилища Аполлона в Идалионе, 500–480 до н.э.4; и здесь есть тройной ряд буклей надо лбом, ниспадающие на бороду тонкие усы (значительно более широкие и пышные, чем у других экземпляров) и barbette.Однако все эти памятники, представляющие обычных людей, несут в себе еще нечто имперсональное, с долей маскообразности, что присуще архаическому искусству от природы.

Данная же голова отличается от них – не только введением волн-волос, как на бороде, так и на темени, но и более органичной трактовкой формы в целом. Если на Кипре отдельные спиральки-локоны, придающие орнаментальную дробность образу, будут сохраняться еще как минимум столетие, то эта голова выглядит цельной, структурно очень прочной, сильной. Кроме того, она излучает огромную энергию. Это личностное, деятельное начало мало свойственно кипрскому монументальному искусству; корни его следует искать в Аттике, где именно в VI в. до н.э. произошел бурный всплеск интереса к монументальным изваяниям, затронувший и соседей.

Мастер кипрской головы явно вдохновлялся такими примерами, как голова бородатого мужчины с афинского Акрополя, ок. 500 до н.э. (Афины, Музей Акрополя, inv. 621)5, признанного воином6, или голова Тесея из знаменитой группы Тесея с Антиопой – часть скульптуры фронтона храма Аполлона Дафнефора, 500–490 до н.э. (Халкида, Археологический музей, inv. 4)7. Обращает внимание и трактовка волос объемными волнами, особенно очевидная у Тесея и юношей с рельефов из стены Фемистокла, принадлежавших базе статуи афинского куроса (ок. 510 до н.э.)8. Правда, все эти головы, и особенно скульптурные, трактованы гораздо более рельефно, чем кипрский памятник, с мощными пластическими веками, сильно выделенными завитками волос. Но жажда к проявлению внутренней жизни, личностного начала исходит из Аттики. Остается считать, что произведение кипрского мастера исполнено под сильным воздействием аттической пластики; оно представляет, очевидно, уже не простых адорантов, жрецов и смертных, а бога – скорее Зевса.

Л.И. Акимова


________________

1 Крошечная «бородка» под нижней губой нередко встречается на кипрских головах бородатых мужчин этого времени. Ср., например, голову в тюрбане из Голг, в Лувре (середина V в. до н.э. – Caubet, Hermary, Karageorghis, 1992. P. 145, N 174).

2 Karageorghis, Mertens, Rose, 2000. P. 111, N 174 (4-я четверть VI в. до н.э.).

3 Karageorghis, 2001. P. 126–127, N 30.

4 Karageorghis, 2004. P. 56, Fig. 14. Ср. такжe: Ohnefalsch-Richter, 1893. Pl. CXC, 1a–b.

5 Sweney et al., 1988. P. 179, N 65.

6 Schäfer, 1996. S. 34, 46. Abb. 5 (на голове был бронзовый шлем).

7 Sweney et al., 1988. P. 180, N 66.

8 Kaltsas, 2002. P. 66–68, N 95.

Сайты Музея