18. СТАТУЭТКА ЖЕНЩИНЫ В ХИТОНЕ И ПЛАЩЕ

Инв. ДВ-15

Кипр. Вторая половина V в. до н.э.

Известняк; красная и черная краски

В. 46,5; Ш. 15,9; Т. 4,8

Показать сохранность, происхождение, литературу
Сохранность:

склеена из трех частей, утрачен фрагмент раскрашенного края гиматия на правом плече, крупный скол на шее, выбоины и сколы на гиматии по бокам, утрачен мысок правого башмака, небольшие сколы на постаменте, цветке лотоса и по поверхности; красочный слой в значительной степени стерт

Происхождение:

1885 – найдена при раскопках теменоса Афродиты, Идалион; до1945 – Государственные музеи, Берлин. Античное собрание (inv. Misc. 8015, 418); с 1945 – ГМИИ

Литература:

Dokumentation der Verluste, 2005. S. 85

В святилище Афродиты в Идалионе было много посвятительных даров, большинство из которых включало статуи женщин-дарительниц, как показывает старинное фото 1885 года в книге М. Онефальш-Рихтера (рис. 2)1. Настоящий памятник замечателен тем, что представляет собой сравнительно хорошо сохранившееся изваяние из камня, которые, как отмечалось, дошли до нас с повреждениями; к тому же статуэтка тонко расписана красной и черной красками.

Изображенная стоит на невысоком основании, в профиль очень плоская. Она облачена в подпоясанный под грудью хитон с короткими рукавами и гиматий, закрывающий голову и левую руку, которая прижата к груди; в правой, с украшенным браслетом запястьем, женщина держит цветок лотоса. Горловина хитона, край рукава и подола и еще ряд деталей одежды окрашены в красный цвет. Кроме того, красным отмечены край гиматия по всей длине и туфли с острыми мысами.

Лицо адорантки2, весьма специфическое, характерно для женских скульптур, найденных в теменосе Афродиты в Идалионе, где существовала своя школа ваяния. У нее высокий открытый лоб, миндалевидные глаза, крупный прямой нос и тонкие губы, подцвеченные красной краской. Брови не проработаны; довольно глубоко вырезанная поверхность глазных яблок отмечена черным круглым зрачком (в настоящее время краска едва заметна). Волосы собраны надо лбом, пряди переданы продольными короткими параллельными врезами. Голову венчает невысокий цилиндрический убор с плоским верхом и квадратными полями. Подобный тип укладки волос и головного убора характерен для второй половины V в. до н.э.3.

Способ передачи подпоясанного под грудью хитона с частыми мягкими складками, оформление ворота, а также положение гиматия, наброшенного на голову и одну сторону тела и ниспадающего струящимися фалдами с другой его стороны, типичны для этого времени; отсутствие серег и ожерелья и наличие только узкого браслета4 у кипрской модели, где так любили многочисленные украшения, говорят о греческом влиянии, усилившемся во второй половине V в. до н.э., после того как в 449 до н.э. афинский десант захватил остров.

В.В. Смоленкова


________________

1 Ohnefalsch-Richter, 1893. Pl. LVI.

2 Ср. очень похожие головы из нашего собрания, также из бывших берлинских коллекций: инв. Аск 548, 549, 551. Для них характерна аналогичная деформация отдельных черт и пропорций; у всех формы плотные, выражение лиц напряженное.

3 Hermary, 2000. P. 136, pl. 75, N 889, 890 (со ссылкой на атрибуции В. Карагеоргиса).

4 Myres, Ohnefalsch-Richter, 1899. P. 157–158, N 5641. Драпировка хитона более мелкими и плавными складками; более широкий браслет, почти полностью скрытые хитоном ступни ног характерны для статуй более позднего времени, конца IV – начала III вв. до н.э. (Ibid. Р. 165, N 5992; P. 235, pl. VI); хитон и гиматий как женских, так и мужских статуй более раннего времени, 475–450 до н.э., имеют более крупные фалды, корона может быть выше и состоять из бутонов и лепестков (см.: Curtis, Tallis, 2005. P. 245, N 443).

Сайты Музея