138. РИМСКОЕ ВОЕННОЕ ЗНАМЯ

Инв. I 1a 5800

Египет. Первая половина III в.

Живопись на льняной ткани; красная, коричнево-золотая и серо-синяя краски

В. 53; Ш. 51

Показать сохранность, происхождение, литературу
Сохранность:

сверху было нашито на камышовую палочку; разрушение краев снизу и частично справа; красный цвет поблек, золото стерлось, ряд мелких отверстий по ткани; исчезла некогда пришитая снизу бахрома*

Происхождение:

до 1911 – собрание В.С. Голенищева (приобретено в Египте); с 1911 – ГМИИ

Литература:

Ростовцев, 1913. С. 149–153, цв. табл. 24; Rostovtzeff, 1942. P. 92–106, Pl. 4; Rumpf, 1953. S. 191, Taf. 68,4; Borda, 1958. P. 331s, fig. p. 330; Goodenough, 1964. Vol. 9. P. 163; vol. 11, fig. 158 [по поводу gammadia]); EAA VII,1966. P. 310, fig. 393, s.v. Simboli e attributi (R. Brilliant); Parlasca, 1966. S. 153; Hölscher, 1967. S. 20, 35, Anm. 205; Balty 1974, p. 300, n. 114, pl. 3,2; Nowicka, 1985. P. 293, fig. 139; Augenblicke, 1999. S. 186, N 89

По словам выдающегося антиковеда М.И. Ростовцева, этот «сравнительно грубый и невидный памятник» имеет первостепенный интерес и представляет собой «настоящий уник»1 как единственный подлинный образец дошедшего до нас римского военного знамени; он же – и очень редкий пример римской живописи по ткани. Почти квадратный кусок льняного полотна, у которого высота чуть превышает ширину, с пришитой снизу бахромой2, некогда крепился к высокому древку или копью. Он представляет на пурпурном фоне написанную золотом богиню победы Викторию в венке, стоящую на шаре в развевающемся хитоне и плаще. В обеих руках она держит знаки победы: в правой – лавровый венок с медальоном и развевающимися лентами, в левой – пальмовую ветвь. В углах помещены золотые же заполнительные орнаменты – gammadia.

Рельеф с изображением Марка Аврелия и побежденных варваров. Третья четверть II в. // Strong, 1976. Fig. 133Это vexillum – римское военное знамя, широко известное как по историческим источникам3, так и в иконографии. Наиболее выразительно знамена представлены на рельефах колонны Траяна4; на цоколе колонны Антонина Пия в Риме (после 161 н.э.) в сцене конного парада офицеров5; на колонне Марка Аврелия, как, например, в эпизоде перехода через реку6; на других рельефах императора – со сценами триумфального въезда в Рим, принятия им побежденных варваров7 (рис. 41) и жертвоприношения8; на почетной арке Септимия Севера в Лептис Магна (203–204 н.э.) во многих эпизодах, из которых особенно значима сцена триумфа императора9.

Свои vexilla имели и отдельные подразделения римской армии, подобно когортам, и если оно пропадало в ходе войны, их расформировывали. В древнейшие времена это было знамя пехоты, а в императорское время – как пехоты, так и кавалерии; его красный цвет эволюционировал лишь в пределах тона: пурпурный, алый, ярко-красный, багряный (ρούσιον=russeum, φάρσος и т.д.). Редкий памятник, роспись трибуны в пронаосе храма Бела в Дура Европос, тоже представляет vexillum красным10. Cудя по письменным источникам, в наиболее богатом варианте оно имело вышитое золотом изображение императора или его имя11; нередко обозначались имя и символ (например, голова быка) той части, которой принадлежало знамя12.

Важно, что обычно знамена развеваются от ветра, трепещет их бахрома – это особенно очевидно в сцене обращения Септимия Севера к войскам на его арке в Риме (203 н.э.)13. Пилоны египетского храма с флагами на мачтах, на стенной росписи Нового Царства // Bonnet, 1952, Tempel, S. 785, Abb. 188Идея развевания, трепета полотнища, как и одежд Виктории и лент ее лаврового венка, имеет глубокий смысл в контексте вещи14, происхождение которой, несомненно, ритуальное: структурно знамя воспроизводит образ священного древа со стволом и живой – трепещущей на ветру – кроной. Прежде чем стать военным символом и знаком, мачты со стягом принадлежали святилищу, месту смерти и воскрешения бога, где устанавливались в ритуальный момент – на праздниках: они известны в Египте15 (рис. 42), в крито-микенской Греции16. Их погребальный контекст очевиден в архаичных традициях азиатских народов17.

Вот почему они широко известны в восточной части империи в храмах богов, которых они представляют (иногда заменяют статуи, иногда фланкируют их). М.И. Ростовцев, столкнувшийся с этой проблемой, счел такие vexilla «фетишами богов», религиозными штандартами, которые восточные жрецы пытались максимально уподобить римским военным знакам из желания произвести впечатление лояльности власти18.

Данный vexillum, погребальное происхождение которого М.И. Ростовцев считал практически бесспорным, был положен в могилу офицеру как орденский знак – vexillum militare, как воинская честь – dona militare, пожалованная ему императором. Этим можно объяснить и замену вышивки более дешевой росписью по ткани, и отсутствие обозначения части. Ассоциация умершего со знаменем, очень архаичная в истоках, известна и в Средневековье19.

Принятая датировка знамени – первая половина III в. – основана как на стиле изображения, так и на приведенных М.И. Ростовцевым общих основаниях: начиная с III в. почетные ордена такого рода начинают заменяться денежными и земельными дарами20.

Л.И. Акимова


________________

* Ростовцев, 1912 (2). С. 149, 150.

1 Там же.

2 Назначение бахромы, широко и издавна присущей царским одеяниям и регалиям, то же, что у концов диадемы, лент венка, разного рода бахромчатых завязок: они должны были развеваться от ветра, что и запечатлевает иконография.

3 Serv. ad Aen. VIII. 1; Cass. Dio. XL. 18.

4 Kraus, 1967. Taf. 205a, S. 230–231 (cцена обращения к войску).

5 Kraus, 1967. Taf. 217, S. 234.

6 Kraus, 1967. Taf. 228b, S. 237.

7 Strong, 1976. Fig. 132, 133.

8 Рельеф, вторично использованный на Арке Константина в Риме, – Strong, 1976. Fig. 135.

9 Kraus, 1967. Taf. 234, S. 239.

10 Cumont, 1926. P. 95s., pl. 1 (в цвете); Breasted, 1924. Pl. XXI (рисунок); Rostovtzeff, 1942. P. 93, pl. V (в черно-белом варианте).

11 В Codex Coburgensis имеется зарисовка с античного рельефа, находившегося на Вилле Савойя: изображение триумфатора с vexilla, на одном из которых запечатлен скорпион – вероятно, символ воинской части. См.: Matz II, 1968. Beil. 71, N 148.

12 Domaszewski, 1885. S. 76f.

13 Kraus, 1967. Taf. 236, S. 239.

14 Акт развевания, трепыхания, колебания говорит о присутствии в мире ветра, активной воздушной среды, разделяющей две исконные части космоса: низ и верх, воду/землю и небо. Если развеваются нити бахромы, ленты диадем и венков, значит, земной мир – жив, космичен, победоносен.

15 В Египте мачты со стягами украшали фасады двух мощных пилонов, фланкировавших вход в храм, их могло быть четыре (цвета стягов: белый, зеленый, красный и синий – Brugsch, 1883–1891. S. 1262), восемь, десять; см.: Bonnet, 1952, Tempel, S. 784, 785, Abb. 188 (изображение фасада храма с мачтами на одной росписи Нового Царства; здесь: рис.). Пилоны, к которым крепились мачты, отождествлялись с Исидой и Нефтидой или двумя горами горизонта, между которыми восходит солнце (Bonnet, 1952, Tempel, S. 787).

16 Впервые мысль о том, что постоянно встречающиеся в крито-микенском искусстве «пилоны с капителями» представляют ритуальные мачты, крепившиеся к порталам святилищ, была высказана Стилианосом Алексиу (Alexiou, 1963. P. 339–351). Далее ее развил и всесторонне обосновал крупнейший знаток эгейской архитектуры У. Грэхем. См., в частности, его работу: Graham, 1970. P. 231f. Такие мачты автор реконструировал, например, на северном портале внутреннего двора Фестского дворца.

17 Так, у киргизов еще сравнительно недавно смерть мужчины отмечалась пикой (древки vexilla тоже обычно были копьями, острием вверх) с полотнищем, вставленной в центральное отверстие юрты; она же определенное время (обычно до года) выступала посмертным воплощением души покойного. Важен был цвет: красный – для юношей, черный – мужчин, белый – старцев (Шишло, 1975. С. 249). При переселениях и на похоронах древко несли перед погребальной процессией. Аналогичная традиция прослеживается в античности, например в Великих Панафинеях греков, дне смерти-рождения богини Афины, связанном с летним солнцестоянием: на Акрополь возносили на древке (корабельной мачте – stylis) вытканный для богини новый пеплос, шафранного цвета, развевавшийся как стяг, а процессия «всех афинян» была «трехцветной»: впереди шли почетные старцы в белых одеждах, за ними зрелые люди, переселенцы-метеки в пурпурных одеждах, замыкали шествие конные юноши-эфебы в черных плащах. Красный/ пурпурный и черный у киргизов и древних греков не совпадают: первый как классический цвет «перехода» связан то с юностью, то со зрелостью. Но важно не это, а сам принцип соотношения красного с категорией молодых и зрелых мужчин (старики не воевали) как постоянно рискующих иметь дело с «безвременной смертью» – mors immatura (см. о ней: Griessmair, 1992. S. 102–113), очень опасной для дальнейшего существования души. Сочетания красного/пурпурного с золотом снимает эту напряженность: переход в мир иной обеспечивает богиня Виктория.

18 Rostovtzeff, 1942. Р. 97f.

19 Cр. надгробие графа Випрехта фон Гройч из церкви св. Лоренца в Пегау, Германия, 1220–1240 гг. – Schubert, 1987. S. 228, Abb. 17–18 (благодарю за указание на источник коллегу, медиевиста В.Н. Тяжелова). Исполнено как идеальный образ через столетие после действительной смерти (1124): изображенный лежит на ложе с открытыми глазами, с мечом и щитом у левой ноги и знаменем в правой руке; голова покоится на трепещущей (со складками) ткани, покрывающей подушку. См. слепок в Москве, ГМИИ (зал № 26а). Cр. другое, так же воздвигнутое постфактум немецкое надгробие, того же времени, графа Дедо с супругой Мехтбилд (скончался в 1190) в церкви в Вехзельбурге: умерший, с мечом и щитом у левой ноги, держит знамя левой рукой (в правой у него модель основанной им церкви), голова покоится на полотнище. – См.: Schubert, 1987. S. 235, Abb. 22. Здесь отчетливо видно, что край знамени сбоку разрезан на полосы, трепещущие концы которых налагаются друг на друга; очевидно, и у Випрехта фон Гройч стяг аналогичного типа. И характерно, что у мужчины ткань развевается сверху, а у женщины – снизу (край одеяния у ног); они ассоциируются с двумя разными частями мира: она – порождающий низ/земля, он – порождаемый верх/небо.

20 В более поздней работе автор говорит конкретнее – о начале III в.: Rostovtzeff, 1942. P. 92.

Сайты Музея