136. ЧАСТЬ СТЕНКИ «МOРСКОГО» САРКОФАГА С ПОРТРЕТОМ УМЕРШЕЙ В РАКОВИНЕ

Инв. II 1a 897, 898, 922

Рим. Третья четверть III в.

Мрамор белый мелкозернистый

В. 61; Дл. 112; Т. 12

Показать сохранность, происхождение, литературу
Сохранность:

склеена из трех кусков; утрачены большая часть основания; левый край верхнего борта; кисть левой руки умершей, левая нога сидящей нереиды до колена, левая нога плывущей нереиды, правая рука морского кентавра; повреждено лицо умершей, оббиты края раковины

Происхождение:

с 1945 – ГМИИ (поступила из Алупкинского дворца-музея, Крым)

Литература:

Сидорова, 1960 (1). С. 98, с. 94 (ил.); Акимова, 1987 (2). № 2, с. 302–303 (фрагмент головы нереиды); Античная скульптура, 1987. С. 151, № 95 (на иллюстрации отсутствует тогда еще не вклеенный кусок с головой нереиды)

Саркофаги «апофеотического типа» с середины III в. получили дополнение в виде «морских» саркофагов1, где их небесный щит-клипеус стал заменяться раковиной. К такому памятнику принадлежал и данный фрагмент. Обычно считается, что «морские» саркофаги представляют путешествие души умершего на Острова блаженных, и такие сцены действительно есть, но в целом здесь показано возвращение души умершего в первородный мир, что необходимо для нового рождения.

Представлен поясной бюст женщины зрелых лет, со струнным музыкальным инструментом – лютней2, облаченной в одеяние, спустившееся с правого плеча, с раздутым велумом за спиной. Раковина-клипеус изрезана мелкими частыми ложбинками, вступающими в противоречие с круглящимися по форме обрамления складками одежды; создается нервное, беспокойное движение, усугубленное поворотом умершей в сторону. Прямо под раковиной помещен краб со свастиковидным положением щупалец – воплощение водной стихии, символ идущих в ней процессов трансформации, перевода мертвого в живое3; условно изображена вода, в которой плавают эроты и ныряют дельфины. Раковину придерживает морской кентавр с могучим торсом и крепкой бородатой головой, из волос его выступают клешни – обычная примета Океана. Правой рукой морской кентавр держал край раковины. На его плече сидит эротик4, на спине – обнаженная нереида, развернувшись в три четверти, ногами к умершей. Над ее головой, с сильно стертыми чертами, с полумесяцем в волосах, развевается велум. Далее за ней видны ноги плывущей нереиды, судя по аналогиям, с неким другим морским партнером5. Еще один край огромного велума клубится над ее спиной. У борта саркофага – маленький эрот, держащийся за голову. Интервал между обеими фигурами сплошь затянут складками одежд.

К сожалению, портрет умершей сильно поврежден. Просматриваются удлиненный овал изящного лица, близко посаженные глаза с плотными веками, высокий лоб с зачесанными на прямой пробор волосами, волнами спускающимися до плеч; рот словно приоткрыт при внимательном вглядывании в происходящее. В правой руке ее небольшая лютня, придерживаемая изнутри большим пальцем; левой, открытой до локтя, она, вероятно, держала велум и одновременно – инструмент. Стиль рельефа, плотно заполненного пластическими формами, с любовными парами, с масcой фигур и разнонаправленных складок одеяний, с живыми, сильными и смелыми формами, говорит о времени его создания – после середины III в. Близкими аналогиями являются рельефы саркофагов из Ватикана6, Парижа7, Музея Терм в Риме8, что же касается портрета женщины, по стилю он близок изображению умершей на саркофаге в Пизе 250–270 годов9.

Л.И. Акимова


________________

1 См. корпус: Rumpf, 1939.

2 Сumont, 1942. P. 304. Примечательно, что на саркофагах с клипеусами, изображающими вознесение в небо, умершие часто держат книгу (свиток), а на «морских» – лиру; ср. бюсты музыкантш на саркофагах из Неаполя (Сumont, 1942. Pl. XXIX, 1; Ruesch, 1908. N 629 [inv. 6589]); Marrou, 1938. P. 170, N 221, cp. p. 245) и Латерана, госпиталь св. Иоанна (Сumont, 1942. Pl. XXIX, 2; RA I, 1933. P. 173s.; cp. Marrou, 1938. P. 159, N 206s.).

3 Смысл фигуры краба/рака в погребальном контексте еще требует своего выяснения. См.: фрагмент саркофага с его изображением в ГМИИ (инв. II 1a 850) и замечания о связи его с зодиаком – Акимова, 1987. С. 303–304.

4 Уже стандартный для этого времени жест – испуга-удивления–изумления перед чудом, ср. № 131.

5 Мотив целующейся с морским чудовищем нереиды повторяется еще на ряде саркофагов. Ср. саркофаг из Ватикана: Сumont, 1942. Pl. XII,1.

6 Amelung, 1908. N 91, Taf. 23.

7 JdI 83, 1967. S. 222, Abb. 9.

8 Grabar, 1968. Fig. 30.

9 Bianchi Bandinelli, 1980. P. 49, fig. 43.

Сайты Музея