134. ФРАГМЕНТ РЕЛЬЕФА САРКОФАГА С ПОРТРЕТОМ УМЕРШЕГО В КЛИПЕУСЕ

Инв. II 1a 301

Рим. Ок. середины III в.

Мрамор белый, очевидно, каррарский

В. 23; Ш. 25; В. головы 15,2

Показать сохранность, происхождение, литературу
Сохранность:

утрачены большая часть медальона, шея и кончик носа изображенного; на темени поверхность несколько стесана; обломаны край медальона и рука правого от зрителя гения, державшего его; небольшие повреждения поверхности

Происхождение:

до 1926 – собрание Васильчиковых (приобретен в Риме1); с 1926 – ГМИИ (поступил из имения Васильчиковых Коралово, Московская губ.)

Литература:

Щербаков, 1927. С. 22 (ил.); Соколов, 1983. Ил. 65; Античная скульптура, 1987. C. 118, № 74

Портреты на саркофагах «апофеотического типа» нередко исполнялись разными руками: иногда одновременно с общей композицией, иногда спустя какое-то время, а то и целые годы. Хорошие портреты обычно встречаются на дорогостоящих памятниках, не приобретенных по случаю на складах, а сделанных по индивидуальному заказу в лучших мастерских. Вероятно, таковым был саркофаг, от которого сохранился клипеус, шедевр портретного искусства. Запечатленный в нем союз конструкции и пластики – редкое явление для римской скульптуры середины III в., времени интенсивно шедшего процесса огрубления и схематизации натуры, с потерей интереса к светотеневым эффектам, живописности и тонким модуляциям.

Изображен мужчина лет 40–50, худощавый, с короткой прической и залысинами на высоком лбу. Выражение лица с запавшими щеками и опущенными уголками губ сосредоточенно и скорбно; мешки под глазами и слегка увядшая плоть говорят, что его акме прошло. Все черты очень выразительны, но особенно тонко исполнены глаза: радужки прочерчены и подняты к верхнему веку, зрачок высверлен буравом (в виде круглой ямки с выступающей в центре точкой)2, создавая богатую игру светотени. Для времени создания памятника – средней поры «солдатских императоров» (235–268 н.э.)3– характерна прическа в виде скупых насечек, способствующая концентрации внимания на внутреннем состоянии модели. Выражение напряженной сдержанности, скрытой боли и горечи свойственно моделям того времени. Таковы, например, портреты недолговечного правителя Рима – императора Траяна Деция (201–251 н.э.), уроженца Паннонии (ныне Венгрия), взявшего имя в честь правившего в начале II в. императора Траяна, почитавшегося самими римлянами образцовым. Судьба Деция – типична для правителей этого времени: назначенный Филиппом Арабом для усмирения войск в Мёзии (современная Болгария), он был принужден бунтовщиками принять императорский титул и воевать против правившего уже пятый год «солдатского императора» Филиппа, над которым одержал победу под Вероной. Траян Деций был человеком интеллигентным, образованным, сдержанным. Он пытался стабилизировать ситуацию в Риме, но это ему не удалось. На 50-м году жизни он вместе с сыном Гереннием Этруском пал в одном из тяжелых боев против готов.

Портрет императора Траяна Деция из Малой Азии. Середина III в. Музей Пола Гетти, Малибу, Калифорния // Frel, 1981. P. 104–105, N 87Портрет из Малой Азии (рис. 40), несмотря на некоторую переработку черт лица, представляет иконографический тип, близкий изображенному на нашем саркофаге: короткая прическа с залысинами, высокий лоб, мешки под глазами с тяжелыми веками, впавшие щеки и небольшой подбородок с мягким ртом. Очень похожа манера исполнения волос и глаз. Или степень воздействия императорских портретов на изображения знатных римлян III в. была столь велика, или же между изображенным и Траяном Децием существует некая родственная связь.

Выражение лица умершего непередаваемо словами – здесь и некая растерянность перед неизвестным будущим, и инерционное сопротивление души, и тайна горечи прощания с землей. Но при этом – и нечто духовно-аскетическое, не жаждущее возвращения в материальный мир. Как верно заметил Н.А. Щербаков: «Все поздне-античное мировоззрение с его заменою земного потусторонним, с изумительною силою выражено в этом замечательном портрете»4.

Е.А. Савостина


________________

1 По данным Н.А. Щербакова (Щербаков, 1927. С. 24, прим. 8), сообщенным ему Ю.А. Олсуфьевым, первоначальный владелец портрета А.А. Васильчиков (1832–1890), впоследствии директор Эрмитажа и председатель Археологической комиссии, «в молодости долгое время служил при русском посольстве в Риме, откуда вывез ряд римских фрагментов (преимущественно рельефы)...»

2 Щербаков, 1927. С. 22.

3 Ср. бюст Галлиена из Рима, в Музее искусств в Сарасоте, Флорида, ок. 260 (Vermeule, 1981. N 317, p. 366–367; несколько более раннюю голову молодого человека в Стамбуле, ок. 230–240 (Inan, Rosenbaum, 1966. N 85, p. 97), с аналогичными залысинами и в насечках, впрочем, маловыразительную.

4 Щербаков, 1927. С. 23.

Сайты Музея