128. ПОРТРЕТ РИМЛЯНКИ ИЗ ОСТИИ

Инв. II 1а 637

Рим. Середина II в.

Мрамор белый с коричневатой патиной

В. 30; Ш. 15,5; Т. 22

Показать сохранность, происхождение, литературу
Сохранность:

следы склейки на носу и подбородке; многочисленные мелкие сбои и потертости по всей поверхности

Происхождение:

приобретен в Риме И.С. Остроуховым; до 1929 – Музей иконописи и живописи (бывшее собрание И.С. Остроухова); с 1929 – ГМИИ

Литература:

Щербаков, 1930. С. 36 (ил.); Соколов, 1964. С. 8–11; Бритова, Лосева, Сидорова, 1975. С. 72, ил. 122; Античная скульптура, 1987. С. 110–111, № 69

Портретная голова, найденная в римской гавани Остия, принадлежала статуе больше человеческого роста. Она представляет широколицую женщину со скуластым лицом и крупными чертами. Плотно сомкнутый рот с тонкими губами и большие глаза с высверленным зрачком, полуприкрытым верхним веком, придают лицу задумчивое, сосредоточенное выражение. На лоб низко спускаются широкие волны волос, обрамляющие его вплоть до ушей, далее одна их часть, связанная в узел, ниспадает на шею двумя локонами (при которых выбиваются маленькие боковые прядки), а другая, заплетенная тонкими косами, выложена на макушке в виде конуса со срезанной вершиной, обрамленной понизу двойным жгутом, а сверху – продольной косой. Прическа меняет абрис головы, создавая над нею подобие короны, что придает образу возвышенный, величавый характер. Суммарная трактовка волос на реверсе говорит о предназначенности статуи, которой принадлежала голова, для постановки в нише или у стены1.

Укладки римлянок с их изысканной сложностью и следованием императорской моде часто позволяют датировать портреты с относительной точностью. Укладка такого типа впервые встречается у супруги Антонина Пия (время правления 138–161 н.э.) Фаустины Старшей (ок. 100–140 н.э.), в течение последних трех лет своей жизни бывшей императрицей Рима, и характерна для ее прижизненных и посмертных портретов – Фаустина по смерти была обожествлена. Однако косы на голове императрицы обычно укладывались иначе, чем у «остиянки»: они были ниже, площе и образовывали собой подобие «гнезда», близко выдвинутого к лицу2. У римлянки из Остии они уложены «башней», так что образуются три яруса, и высота третьего, горизонтального, повышается к спине. Портрет Фаустины Младшей. Середина II в. Вилла Альбани, Рим // Fittschen, 1982. Taf. 17, 3Эти особенности роднят портрет с ранними изображениями Фаустины Младшей (125/130–175 н.э.), дочери Антонина Пия и Фаустины Старшей и супруги Марка Аврелия, портретный облик которой в целом был иным – с гладкими волнами волос, однако один из типов ее иконографии, а именно так называемый «тип IV», характеризуется наличием подобной же прически (рис. 36)3. Тонкая, деликатная моделировка форм сочетается в данном памятнике с выраженным графическим началом, очевидным в трактовке волос. В целом образ женщины передает созерцательный, тихий характер, с явной долей печали – очень близкий к изображениям императрицы «IV типа». Считать ее вероятным портретом Фаустины Младшей мешает только некоторая гипертрофированность черт: нос имеет ярко выраженную горбинку, подбородок выдвинут, рот небольшой, с узкими губами. В остальном же образ очень близок к императорскому.

Л.И. Акимова


________________

1 Как ни странно, среди довольно большого числа голов с такой прической столь суммарной трактовки мы не нашли.

2 Fittschen, 1982. S. 51.

3 Cр. Fittschen, 1982. S. 49–51, особенно памятник из Виллы Альбани в Риме (Fittschen, 1982. S. 49–51. Taf. 17, 2–4), нередко принимаемые как из-за общего сходства, так и из-за типа прически за портреты ее матери. Впрочем, на известном рельефе с изображением апофеоза Антонина и Фаустины (Oppermann, 1985. Abb. 31; Kraus, 1967. Taf. 216, S. 234), некогда принадлежавшем цоколю почетной колонны, поставленной Марком Аврелием и Луцием Вером на Марсовом поле после кончины Пия (161; ныне – перед Пинакотекой Ватикана), у Фаустины Старшей спустя 20 лет после смерти такая же прическа, но с более выраженной «башнеобразностью». Возможно, это результат обратного влияния – иконографии дочери на иконографию покойной матери.

Сайты Музея