127. ТОРС ДИОНИСА В ВИНОГРАДНОЙ ЛОЗЕ

Инв. II 1a 7

Рим. 20–30-е II в.

Мрамор белый мелкозернистый, следы красной, розовой и желтой красок

В. 27; Ш. 16; Т. 7,8

Показать сохранность, происхождение, литературу
Сохранность:

утрачены голова, руки до локтей, ноги до середины бедер, край плаща, предмет на перевязи сзади, концы головного убора на плечах (?); сбой сзади на левом плече; спереди отверстие; в левой руке остатки железного штыря для крепления отдельно изготовленного предплечья с кистью

Происхождение:

с 1924 – ГМИИ (поступил из коллекции вел. кн. Сергея Александровича, из его имения Усово, Московская губ.)

Литература:

Бритова, 1960. С. 36–42; Belin de Ballu // RA. 1961. P. 91–93, fig. 4; Античная скульптура, 1987. С. 95, № 54

Из собрания великого князя Сергея Александровича в его подмосковном имении Усово происходит уникальный памятник – торс небольшой статуэтки обнаженного юноши с висевшим на утраченной левой руке плащом. Судя по концам спиральных локонов, ниспадающих на грудь в сопровождении концов головной повязки, и идущей прямо по телу извилистой лозе с четырьмя крупными гроздьями, представлен Дионис – греческий умирающий-воскресающий бог, связанный с вином и виноградом; у римлян его аналогом был Либер Патер1.

В построении тела заметна ориентация на классические статуи греков времен Праксителя, великого ваятеля IV в. до н.э. Изящные удлиненные пропорции, мягкость моделировки форм, отсутствие резких пластических акцентов – все говорит о времени создания памятника в первой половине II в., вероятно, в правление императора Адриана (117–138 н.э.), когда римское искусство было отмечено наибольшим «классицизмом». В пользу такого предположения свидетельствует и полировка мрамора, распространенная в Риме того времени, и яркая раскраска. На торсе сохранились следы розовой краски, на локонах и плаще – желтой, на винограде – красной.

Памятник представляет образец необычной иконографии – проходящая по телу лоза в статуарных фигурах встречается крайне редко, хотя ее вариант (в форме гирлянды) присутствует на рельефах, в частности на Саркофаге Уварова из настоящей коллекции (№ 131)2. На фресках Помпей фигурирует Дионис Ботрис (Дионис Виноград) – в виде мужской фигуры, превращенной в громадную виноградную гроздь3; наша фигура также представлена в LIMC как Botrys4. Однако при юном боге находится и необычный для него атрибут – висящий на перевязи меч в ножнах5. Сзади на спине – еще одна перевязь с обломанной формой, более всего похожая на колчан. Довершает загадочный облик Диониса странный предмет – выступ над левым плечом, похожий на остаток прямо спускавшихся локонов или на концы головного убора (?).

Искусство эпохи Адриана отмечено появлением эклектики, однако ни один атрибут не бывает в памятниках случайным. Значит, и странный здесь меч, и колчан (?) отражают воинственную суть виноградного бога – в одном лице Диониса/Аполлона (?). Правда, и Аполлону не свойствен меч, а в иконографии и мифах Дионис чаще побеждает своих врагов, насылая на них безумие или с помощью пантеры, своего «животного образа». Если же борется врукопашную, как в сценах битвы с гигантами, в ход идет его тирс6.

Л.И. Акимова


________________

1 Liber Pater (Schur) // RE, 1926. Hbbd. 25. Sp. 68; Varr. R. r. I. 1.5; Либер же был покровителем виноградарей (CIL VI. 467, 8796, 8826; VIII. 9409).

2 См.: Античная скульптура, 1987. Ил. 91.2, 6 – сатир с плодовой гирляндой на передней стороне, за спиной Диониса); ил. 91.3, 91.12 – сатир с гирляндой из виноградных гроздьев с масками участников мистерии на боковой стороне.

3 Из дома Столетнего юбилея, времени Веспасиана (69–79), хранится в Национальном музее Неаполя (112286): Eschebach, 1984. Abb. 267; LIMC III, 1986, Botrys 8 (M.-A. Zagdoun), Dionysos/Bacchus (С. Gasparri).

4 LIMC III, 1986, Botrys 8, p. 144 (M.-A. Zagdoun). В аннотации к памятнику Botrys стоит под вопросом. О наличии меча не упомянуто; отсутствуют размеры; статуэтка названа статуей. Кроме того, дана ссылка на публикацию E. Belin de Ballu (RA, 1961. P. 91–93, fig. 4), которую нам найти не удалось (если RA – Revue archéologique).

5 Не удалось найти других изображений Диониса с мечом – cм.: LIMC III, 1986, Dionysos (C. Gasparri), Dionysos/Bacchus (C. Gasparri), в LIMC такой тип не выделен. Указание на меч как атрибут Диониса в энциклопедиях отсутствует, см.: Dionysos (Kern) // RE, V, 1905. Sp. 1041–1042 (VII. Attribute des Dionysos).

6 Daremberg, Saglio V, 1919, Thyrsos, fig. 6933, p. 295; LIMC III, 1986, Dionysos 649f.

Сайты Музея