124. СТАТУЯ РИМЛЯНИНА В ТОГЕ

Инв. II 1a 893

Римская империя. Первая половина I в.

Мрамор серовато-белый

В. 183; Ш. 66; Т. 41

Показать сохранность, происхождение, литературу
Сохранность:

утрачены голова, правая рука ниже локтя, кисть левой руки с частью складок плаща, ступни ног; основание фигуры реставрировано в камне на цементной связи; многочисленные повреждения поверхности

Происхождение:

с 1945 – ГМИИ (поступила из Алупкинского дворца-музея, Крым)

Литература:

Дьяков, 1930. С. 5, ил. 1; Всеобщая история искусств, 1956. С. 359, ил. 321; Античная скульптура, 1987. С. 103, № 62

Одним из наиболее распространенных типов мужской статуи в Риме ранней империи был тип так называемого тогатуса – гражданина, облаченного в тогу. Тога (от toga, tego – «покрываю»; греч. τήβεννα, τήβεννος ) – национальный римский мужской костюм; Вергилий в «Энеиде» призывал благосклонность Юноны к «мира владыкам, романам, народу, носящему тогу»1, а император Август раздражался, встречая на форуме мужчин без официального одеяния2. Тога представляла собой кусок белой шерсти овалоидной формы, ширина которого составляла троекратную величину от высоты человека3. Она требовала тщательной, заботливой укладки, и римляне нередко тратили много времени на расправление ткани щипцами, чтобы sinus – самая крупная складка, идущая к плечу от ноги, – эффектно выглядела. При ней по центру тела обязательно формировался небольшой узелок-выступ – «умбон» (umbo).

Ко времени ранней империи тога уже стала верхней одеждой, под которой носили тунику, заимствованную у греков или этрусков.И в данной фигуре тога надета поверх туники с короткими рукавами, что видно в области правой стороны груди и плеча. Она переброшена через левое плечо, причем часть отворота спущена вниз, перекрывая главное его «синусовидное» течение; тога целиком закрывает левую руку, конец ее ниспадает с руки на цилиндрическую кисту-ларец, указующую на официальный статус изображенного (в кистах хранили документы, письменные принадлежности и прочие атрибуты государственной службы, учености).

Поскольку голова изображенного утрачена и жест рук тоже неясен, тога составляет главную тему памятника в его нынешнем состоянии. Ваятель уделил именно ей свое внимание, с особой любовью трактуя потоки ее складок, почти горизонтально идущие по правой ноге и резко заворачивающиеся снизу крутыми огромными дугами, с мелкой рябью на отвороте. Строгий вертикализм фигуры с почти целиком скрытой тканью его левой, «хаотической» частью обнаруживает свой конструктивизм в четко прочерченной правой (мужской), где единственно дан намек на талию и которая отмечена тремя крупными волнами дуг, идущими влево от правой ноги – ступни, затем колена и, наконец, пояса. Последняя, верхняя дуга, самая узкая, но с наиболее мелкими и плотными складками, резко пересекается вертикальным напуском, образуя тем самым прочный крестовидный каркас в середине фигуры. Рационализм, ощутимый в построении образа, выдает в мастере истого римлянина. Форма здесь явно доминирует над структурой. Тело почти не осязаемо за мощным потоком складок.

Обращает на себя внимание строгая фронтальность статуи. Возможно, голова тогатуса была повернута чуть в сторону, но это не меняет дела. Вся пластическая сила фигуры концентрируется на фасаде. Боковые стороны маловыразительны, спина и вовсе лишена собственной эстетики. Фигура уплощена и рассчитана на восприятие анфас – постановку у стены или в нише.

Статуя тогатуса. Рим, II в. Музей Пола Гетти, Малибу, Калифорния // Frel, 1981. P. 40, N 27Подобные тогатусы начинают свой путь в конце I в. до н.э. – начале I в.н.э.; близкие по структуре фигуры находятся, например, в Глиптотеке Ню Карлсберг в Копенгагене4. В Музее Пола Гетти в Малибу (Калифорния) хранятся две статуи тогатусов, отнесенные специалистами одна к I в., другая – ко второй половине II в. (рис. 33)5. Более ранняя статуя оценивается высоко, как произведение живое и динамичное, вторая – как скучный формалистический опыт; голова у этой второй статуи была исполнена отдельно и вставлялась. При сопоставлении с обоими видим, что наш тогатус гораздо сильнее скрывает тело под одеждой и левая нога под ней почти не проявляется, но при этом очевидно близкое родство с концепцией второй, «формалистической» фигуры: аналогичными сериями идут треугольные складки на груди, горизонтальные – на правом бедре, так же обособляется правое бедро от остальной части тоги. При этом московский тогатус – довольно интересная, яркая работа, и близость к ней статуи Гетти можно объяснить живучестью традиционных форм.

Примечательно, что статуя была найдена в Крыму, в Ай-Тодоре6, многочисленные античные находки в котором позволили отождествить это место с древним Хараксом («крепость», «укрепление»).

Л.И. Акимова


________________

1 Serv. Verg. Aen. I. 282.

2 Говоря о приверженности Августа к древним традициям, Светоний замечает: «Даже одежду и платье он старался возродить древние. Увидев однажды в собрании толпу людей в темных плащах, он воскликнул в негодовании: «Вот они – Рима сыны, владыки земли, облаченные в тогу!» и поручил эдилам позаботиться впредь, чтобы все, кто появляется на форуме и поблизости, снимали плащи и оставались в тогах». См.: Suet. Aug. 40. 5; Светоний, 1990. С. 54.

3 Cм. схему кроя и части: Daremberg, Saglio V, 1919, p. 347s., fig. 7000, 7003 (F. Courby).

4 Johansen I, 1994. N 79, p. 182; N 112, p. 248–249; N 113, p. 250–251; N 114, p. 252–253.

5 Frel, 1981. N 26, p. 40; N 27, p. 40.

6 Дьяков, 1930. С. 5 сл.

Сайты Музея