121. ГИРЯ В ВИДЕ БЮСТА МЕРКУРИЯ С РОГАМИ ИЗОБИЛИЯ

Инв. Абр 568

Рим. I в.

Бронза зеленовато-коричневого цвета; полая, литая; петлевидная головка лебедя, рога изобилия и кольца за ними с оборотной стороны отлиты отдельно; доработка резцом; инкрустация глаз серебром

В. 20,5; Дл. 19,8; Т. 7,2

Показать сохранность, происхождение, литературу
Сохранность:

утрачены крылья петаса, одно вырвано с прилежащим участком головы (пробоина), одно кольцо с задней стороны, скол на подбородке, темя испещрено отверстиями

Происхождение:

до 1945 – Государственные музеи, Берлин. Античное собрание (?); с 1945 – ГМИИ

Литература:

Археология войны, 2005. С. 113, кат. 223

Римляне высоко ценили домашнюю среду обитания и стремились придать ей художественность. Даже их повседневные вещи и предметы для деловой жизни, не только в столице, но и в провинциях, сделаны тщательно и с любовью. Таковы кровати-лектусы, оформленные изящными бронзовыми деталями вроде лошадиных головок, таковы столы, сундуки, замечательные «самовары», весы. Сюда же относятся и гири, среди которых настоящий шедевр – гиря с бюстом Меркурия. Меркурий, у римлян бог торговли, часто с кошельком, не случайно выступает гарантом справедливого взвешивания: бог контролирует находящуюся под его патронатом сферу деятельности. Подобно его греческому аналогу Гермесу, Меркурий не забыл о своих древних корнях – посредника между мирами живых и мертвых, в связи с чем и весы унаследовали суть своего древнего предшественника – весов на суде мертвых в ритуале психостазии1, взвешивания душ. Такой ритуал известен по памятникам Египта2, Микен3 и, очевидно, Этрурии, где существовала идея загробного суда4 и где на бронзовых зеркалах фигурирует образ Меркурия, взвешивающего души Ахилла и Мемнона5. Сцена заставляет вспомнить гомеровского Зевса в сцене психостазии Ахилла и Гектора перед последним поединком героев6.

Гиря исполнена в виде погрудного бюста, обрамленного снизу дубовыми листьями, из которых по краям выходят рога изобилия с виноградом, шишками пинии и другими плодами.

На левое плечо Меркурия наброшен край плаща. Черты лица – идеальные, мастерски моделированы, с учетом ракурса; выражение несколько сосредоточенное. Пышные волосы зачесаны вверх, со спиральками гравированных локонов. Видны оттопыренные раковины небольших пластичных ушей. Мягкий петас, с извилистыми краями, плоско лежит на темени. Из макушки, на которой стоит кольцевидное основание, выходит головка лебедя, делая клювом, примыкающим к голове, петлю для подвешивания гири. Глаза инкрустированы ныне частично стершимся серебром.

Иконографически близкой аналогией представляется тинтиннабулум (колокольчик) из Оранжа в Национальной библиотеке в Париже7 (галло-римская работа, I в.) в виде бюста Меркурия с двумя рогами изобилия, украшенного тремя небольшими бюстиками богов: снизу по центру – Юпитер; на правом роге изобилия – Меркурий в шлеме и с эгидой; на левом – Юнона; снизу на цепочках подвешены семь колокольчиков. Аналогичный тип представляют бюст юного сатира и бюст Кибелы из Парижа8 (I в.), а также редкостный светильник из Хартфорда (I в. до н.э.) – подвеска к бюсту Фортуны, украшенному, как и парижский тинтиннабулум, тремя малыми бюстиками богов: снизу – Зевс с орлом, на рогах изобилия – Меркурий и Минерва9.

Л.И. Акимова


________________

1 МНМ 1, 1987, Весы, c. 234 (Вяч. Вс. Иванов).

2 Bonnet, 1952,Totengericht, S. 334 f., Abb. 82 (S. 338).

3 Ср. золотые весы, найденные Г. Шлиманом в Микенах, в шахтовой могиле III: Schliemann, 1878. S. 277–278, N 301, 302.

4 Мавлеев, 1976. С. 88 сл.

5 Gerhard II, 1860. Taf. XXXVI, 1; Daremberg, Saglio III, 1904, Mercurius, fig. 4957.

6 Hom. Il. XIX. 223, XXII. 208–223, особенно 209–214: «...Зевс распростер, промыслитель, весы золотые; на них он / Бросил два жребия Смерти, в сон погружающей долгий: / Жребий один Ахиллеса, другой – Приамова сына. // Взял посредине и поднял: поникнул Гектора жребий, / Тяжкий к Аиду упал; Аполлон от него удалился. / Сыну ж Пелея, с сияющим взором, явилась Паллада...».

7 Ср. Babelon, Blanchet, 1895. Р. 193, N 435; P. 159–160, N 363; P. 256–257, N 611 (I в.); LIMC VIII, 1997, Zeus/Juppiter 543, p. 468.

8 Babelon, Blanchet, 1895. Р. 193, N 435; P. 256–257, N 611.

9 LIMC VIII, 1997, Zeus/Juppiter 278, p. 444.

Сайты Музея