119. РЕЛЬЕФ КАМПАНА С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ПАЛЕСТРЫ

Инв. АТ 3700 (814)

Рим. I в. до н.э. – I в. н.э.

Глина кремовая грубая, с разнородными крупными включениями, частицами шамота и слюды; изготовлен в форме с интенсивной доработкой резцом; сзади плоский, заглажен; белая обмазка, желтая, бежевая (?) и красная краски

В. 30,8; Дл. 40,5; Т. 3,3; В. рельефа 0,7–1

Показать сохранность, происхождение, литературу
Сохранность:

утрачен фронтон и небольшие выступавшие формы по краям вверху; сбои на карнизе; потертость фигур, краев рельефа

Происхождение:

с 1902 – Государственные музеи, Берлин. Античное собрание (inv. 8739); с 1945 – ГМИИ

Литература:

Rohden, Winnefeld, 1911. S. 145, 280–281, Taf. LXXXII; Археология войны, 2005. С. 103, кат. 190

Среди большого числа рельефов Кампана эта плита выделяется своим неординарным сюжетом: ни сугубо декоративным, ни историческим, ни мифологическим. Возможно, это чистая фантазия, но, несомненно, навеянная реальной архитектурной средой. Изображен храм коринфского ордера, увенчанный треугольным фронтоном, с примыкающей к нему палестрой1.

Палестра (πάλη – «борьба») представляла собой место для тренировок мальчиков (поэтому она называется в источниках παιδική παλαίστρα или παλαίστρα τῶν παίδων, готовящихся стать атлетами разного рода – бегунами, борцами, кулачными бойцами, пятиборцами и проч.; здесь же их под руководством наставников-пайдотрибов учили музыке и танцам; при некоторых палестрах даже были специальные жрецы, что указывает на религиозный характер греческого атлетизма. И хотя Платон в своем «Государстве» требовал участия в занятиях на палестрах мужчин и женщин всех возрастов2, в действительности пожилые мужи там тренировались редко, составляя специальное сообщество – κοινόν3.

Палестры, обычно дворы прямоугольной или квадратной формы, обнесенные колоннами, с помещениями за ними для разных нужд или обширными экседрами (иногда двухэтажными), размещались порой, как в Пергаме, террасами: небольшая нижняя предназначалась для тренировок мальчиков до 18 лет (υμνάσιον τῶν παίδων), большая средняя – для эфебов (18–20 лет) и верхняя – для молодых людей старше 20 лет (τῶν νέων). Кстати, именно в Пергаме с востока к средней палестре примыкал храм, посвященный предположительно Гермесу, главному богу и покровителю палестр4; в эпоху эллинизма к Гермесу присоединился Геракл5, «тренером» которого считался сын Гермеса, Автолик6. Палестры часто украшались статуями, в том числе и самих посвятителей; статуи и гермы Гермеса можно было найти в каждой из них7.

На рельефе представлен огороженный двор с портиками малого коринфского ордера – они выглядят как боковые крылья, отходящие от центрального здания, крытые черепицей и увенчанные невысокими акротериями. От практически утраченного ныне фронтона8 сохранился только левый угол, свидетельствующий о том, что в нем заключалась рельефная композиция. Представленный храм празднично убран, на что указывает гирлянда, свисающая с капителей колонн. Под гирляндой на высоком цоколе стоит статуя обнаженного Геракла, увенчанного диадемой с длинными извивающимися концами. Опираясь на правую ногу, Геракл держит в опущенной правой руке палицу, левая закрыта львиной шкурой. В боковых компартиментах, которые предположительно принадлежат портикам палестры, между коринфскими колоннами малого ордера заключаются по две статуи обнаженных атлетов на более низких постаментах. Справа от Геракла представлены два кулачных бойца с обмотанными ремнями кистями рук; левый – чуть ниже, правый – повыше и крепче; оба бородаты, обращены головами друг к другу, стоят в контрапостной позиции. Слева от Геракла стоят фигуры апоксиомена – атлета, счищающего скребком песок с тела после состязания, и диадумена, венчающего себя победной повязкой; в левой руке он держит пальмовую ветвь.

Судя по тому, что на «палестре» показаны статуи, вольно воспроизводящие знаменитые греческие оригиналы (работы Поликлета и Лисиппа), она вполне могла принадлежать святилищу. В Помпеях, например, палестра граничила с храмом Исиды, при создании которого пришлось разобрать часть ее восточной стены9.

Рельеф был покрыт белой обмазкой и ярко раскрашен10. Аналогичный экземпляр, расписанный синей и фиолетовой красками, хранится в Копенгагене11.

Известен еще ряд плит такого типа. Большинство их, изготовленных в одной форме, было найдено в Садах Саллюстия в Риме12. Сады Саллюстия, находившиеся в северной части Рима, к юго-востоку от нынешней Пьяцца ди Спанья, принадлежали знаменитому историку Гаю Саллюстию Криспу (86–35 до н.э.) и усыновленному им его внучатому племяннику Саллюстию Криспу, который был близок к императорам Августу и Тиберию; умер в 20 году. В окружавших виллу садах находились копии со знаменитых античных статуй, в том числе принадлежавших ранее Юлию Цезарю; младший Саллюстий был известным знатоком искусства и меценатом. Сады не сохранились – на их месте ныне проходит Виа Витторе Венето и стоит заложенная ок. 1620 года Вилла Людовизи.

Л.И. Акимова


________________

1 Ср. изображение храма с примыкающим к нему портиком (?) на вотивном рельефе из афинского Асклепиейона середины IV в. до н.э. (Афины, Национальный археологический музей, inv. 1377); Hausmann, 1948. S. 167, N 11; LIMC II, 1984, Asklepios 201, p. 881; Kaltsas, 2002. N 442, p. 215). Объемно слева показан наиск cо стоящими Асклепием и Гигиейей и сидящей супругой бога Эпоной; cправа на фоне портика движется процессия адорантов. Принцип изображения фигур в интерколумниях нередко встречается в римских памятниках, даже на сосудах. Ср. прорисовку фрагмента из Египта с тремя «статуарными» изображениями: танцовщица, Гарпократ с рогом изобилия, Гарпократ в позе «храмового мальчика» на постаменте: Dokumentation der Verluste, 2005. S. 234 (V.1, 234, Inv. 30956).

2 Plat. Rep. V. 452A.

3 Cм. декрет гимнаcиарха с Самоса, фрагмент B, стрк. 15: Robert, 1935. Р. 466–477, fig. 1.

4 Мифическая героиня по имени Палестра считалась его дочерью (Philostr. Imag. II. 31, 4) или возлюбленной (Serv. Verg. Aen. VIII. 138).

5 Schazmann, 1923. Taf. VI. S. 43.

6 Apollod. II. 4. 9; Theokr. XIX. 114.

7 Сic. Verr. II. 2. 36, 5; Att. I. 10. 3.

8 Как показывает хорошо сохранившийся рельеф из Рима, в Художественно-историческом музее в Вене, inv. V.1892 (LIMC IV, 1988, Herakles 452, p. 752), фронтон могли украшать два геральдических тритона с мужскими торсами и змеиными хвостами, держащие в центре тондо-щит.

9 Palaistra (R. Schneider) // RE, 1939. Hbbd. 35. Sp. 2496.

10 Фон центрального компартимента был, судя по всему, бежевым, как и фон крайних отсеков. Два других участка были раскрашены хорошо сохранившейся желтой краской, которая присутствует и над центральной гирляндой. Красным были покрыты архитектурные профили вверху, а также палица и львиная шкура Геракла.

11 Poulsen, 1949. P. 48, N 104, pl. LX. См. другие примеры: Rohden, Winnefeld, 1911. S. 144–145, Аbb. 268–269, Тaf. 82; Sieveking II, 1916. S. 56–57, Taf. 113; Bendinelli, 1956. Vol. III. P. 559–563, fig. 2.

12 Cр. Sieveking II, 1916. S. 56.

Сайты Музея