118. ФРАГМЕНТ РЕЛЬЕФА КАМПАНА С «ЭГЕЕМ И ТЕСЕЕМ»

Инв. АТ 3486 (753)

Рим. Начало I в. Период Августа

Глина розовато-палевая с крупными разнородными включениями и мелкими частицами слюды; белая обмазка, темно-красная и желтая краски; оттиснут в форме, с тщательной проработкой резцом; сзади плоский, заглажен

В. 28,5; Ш. 18,5; Т. 2–3

Показать сохранность, происхождение, литературу
Сохранность:

края обломаны, на рельефе небольшие сколы и темные пятна; обмазка и раскраска потерты

Происхождение:

из коллекции Колер; до 1945 – Государственные музеи, Берлин. Античное собрание (inv. 246); с 1945 – ГМИИ

Литература:

Rohden, Winnefeld, 1911. S. 100, Taf. LII, 2; Археология войны, 2005. С. 103, кат. 188

Фрагмент рельефа Кампана, высокого качества, со следами подцветки желтой и красной красками; cнизу, под двойной полочкой, шел пояс пальметт. Представлена мифологическая сцена, от которой дошла ее правая часть – сидящий на клисмосе юноша и стоящий перед ним бородатый муж. Юноша сидит, опираясь на стул левой рукой и постлав на него край своего плаща, закрывающий также спину и правое бедро. Его поза весьма необычна: он вытянул одну ногу вперед, а другую, в изящной сандалии, подогнул под себя; носком опирается на некий круглый предмет вроде мяча или шара1; вся левая, ближняя к зрителю часть его тела обнажена. На боку висит меч в ножнах с округлой головкой; он тонко проработан резцом. К этому юноше торопливо подходит бородатый мужчина в хитоне с короткими рукавами, в плаще; на его ногах сапоги. Он подносит чашу с каким-то питьем и, заискивая, – что очевидно в подобострастной склоненности тела и приближении вплотную к сидящему, – умоляет его принять напиток. Юноша чашу берет, но пить не решается, сидя словно в раздумье (от лица сохранилась только нижняя часть); бородатый упрашивает сидящего, держа его за правую руку2.

Персонаж, подносящий питье, загадочен. Его облик лишен идеальности; несмотря на наличие в волосах диадемы, в нем просматриваются черты прислужника, особенно в позе, не приличествующей царям. А вместе с тем единственное вероятное объяснение сцены связано с мифом об Эгее и Тесее. Афинский царь Эгей, оставив новорожденного сына Тесея в Трезене (Пелопоннес) на попечение матери мальчика Эфры, до совершеннолетия не видел его и, встретив уже взрослого в Афинах, не узнал. По наущению своей второй жены Медеи Эгей дал ему чашу с ядом. К счастью, при Тесее был меч3, и злодеяние не состоялось – Медея или добровольно покинула Афины, или же была изгнана из них. Другая версия, согласно которой изображен царь Пилоса Нестор, дающий лекарство раненному троянцами сыну Махаону (эпизод «Илиады»4), еще менее вероятна.

Сцена, возможно, навеянная драмой Еврипида «Эгей»5, повторяется на ряде рельефов6. Левая часть композиции могла быть обрамлена древесными ветвями или представлять юношу или женщину, стоящих за спиной «Эгея»; иногда, как на рельефе из Британского музея, присутствуют сразу три женщины: две за спиной «Эгея», одна – за спиной «Тесея»; Ж. Балти полагает, что это «служанки Медеи»7. Однако обилие «служанок» при отсутствии в их сдержанных жестах и позах намеков на предстоящую драму говорит о том, что перед нами иной сюжет.

Л.И. Акимова


________________

1 На некоторых плитах, как на плите из Национального римского музея, юноша опирается мыском ноги прямо на почву – см.: EAA IV, 1961, Medea. P. 952, fig. 1136 ("Egeo e Teseo" – E. Simon); кстати, о сюжете в тексте не говорится ничего. Шар фигурирует на плите из Британского музея – см.: Rohden, Winnefeld, 1911. S. 101, Аbb. 187; LIMC I, 1981, Aigeus 26, p. 362 (J.Ch. Balty).

2 Этот жест, передающий горячую просьбу, изредка встречается на греческих надгробных стелах со сценой рукопожатия. Живые умоляют умерших не покидать и не забывать их. См. cтелу Кораллион из Афин: Diepolder, 1931. S. 50, 54, Taf. 45, 2. Ср. жест Авги на бронзовом коринфском зеркале, ок. 300 до н.э., умоляющей Геракла не трогать ее: LIMC III, 1986, Auge 9, S. 47.

3 Plut. Thes. 12; Ovid. Met. VII. 422.

4 Hom. Il. IV. 501 sq.

5 LIMC I, 1981, Aigeus 26, p. 362 (J. Ch. Balty).

6 Cм. о них: Rohden, Winnefeld, 1911. S. 100– 102; Brommer, 1971. N 1–21; Kron, 1976. S. 133–134, 267 (A 24). В ГМИИ имеется еще фрагмент такого рельефа, инв. АТ 3191 (698), с изображением «Тесея».

7 LIMC I, 1981, Aigeus 26, p. 362 (J. Ch. Balty).

Сайты Музея