92. ДВЕ СТАТУЭТКИ ПЛАКАЛЬЩИЦ – ЧАСТЬ ПОГРЕБАЛЬНОГО СОСУДА

Памятники из Канозской гробницы (предположительно из гробницы в 1895 года)

Инв. АТ 4351 (1111); АТ 4353 (1113)

Каноза, Южная Италия. Конец IV – начало III в. до н.э.

Глина оранжево-коричневая плотная, с мелкими частицами слюды; белая обмазка, раскраска

1) В. 37,2; Ш. 12; Т. 11. 2) В. 38; Ш. 11; Т. 12

Показать сохранность, происхождение, литературу
Сохранность:

склеены из фрагментов с отдельными восполнениями. 1) Утрачены: часть левой кисти, выступавшие кончики ног, край плаща снизу между ногами; обмазка сильно потерта, раскраска утрачена. 2) Утрачены три крупных фрагмента одеяния в нижней части фигуры спереди, кончик правой ноги; большинство швов открыто; оббита левая кисть, утрачены мизинец и часть правой кисти; поверхность в многочисленных мелких повреждениях, пятнах копоти; обмазка и раскраска практически утрачены

Происхождение:

до 1945 – Государственные музеи, Берлин. Античное собрание (?); с 1945 – ГМИИ

Литература:

Археология войны, 2005. С. 86–87, кат. 148, 149 (на фотографии кат. 149 ошибочно обозначен как кат. 146)

В ГМИИ хранятся четыре статуэтки плакальщиц1, также происходящие из Канозы. Две из них представлены в настоящем издании: одна со скорбно разведенными руками, другая с жестом траура: касается рукой волос. Обе в тонких безрукавных, подпоясанных под грудью хитонах и плотных плащах. Плащи драпируют в основном только бедра, с тяжелым отворотом ниже пояса, косо пересекая хитон, ниспадающий пышными складками до полу, оставляя открытыми кончики туфель. Обе опираются на левую ногу, отставив в сторону правую. Обе головки – одного типа, миловидные, овальной формы, с мелкими чертами. Они покоятся на высоких стройных шеях, отмеченных двойными глубокими врезами, «кольцами Венеры», и сильно склонены в сторону, но траурный смысл не отражается в лицах и не искажает их черт. Близко посажены глаза, кажется, что рот с ямочками в углах тронут улыбкой. Пышные волосы расчесаны на прямой пробор и стянуты сзади в небольшой узел, оставляя два длинных извилистых локона, стелющихся по плечам.

Обе фигурки предназначались для украшения крупного погребального сосуда, как было принято в Канозе (рис. 27). Они стояли или внутри венчика, как на снимке Э. Оливера2, или на специальных подставках, прикрепленных к стенкам сосуда; их могло быть две, четыре или более, разных размеров. Часто погребальный канозский сосуд превращался в сложный пластический организм, включавший изображения гениев, цветов, мифологических животных, фантастических существ вроде крылатых коней-пегасов, эротов, богинь. Такие вазы наряду с другими популярными керамическими типами – сфагионом и вазой в форме головы богини – не имели функционального значения. Будучи знаками ритуала, они расставлялись в усыпальницах вокруг гроба покойного, как показывают старинные изображения (рис. 27)3.

Фигуры плакальщиц на сосудах известны уже в искусстве микенской Греции (XII в. до н.э.), судя по двум примечательным вазам из аттического округа Перати, найденным при раскопках некрополя (рис. 9). Микенские статуэтки словно вырастают из устья вазы – они стоят на ее кромке, италийские же часто выходят из тулова-лона. Это черта не случайная: микенский вариант отражает идею более новой, «отцовской культуры», где рождающим центром считается верхний мир («голова», устье вазы), тогда как италийские греки поздней эпохи возвращаются к древнейшим образам богини-праматери, благодаря которой возрождается мир («рождает» тулово, чрево). Но часто в Канозе можно видеть типичное для поздней классики сочетание вариантов: статуэтки выходят и из тулова, и из венчика ваз.

Плакальщицы не имеют атрибутов богинь, но они исполняют функцию руководительниц ритуала воскрешения. Как показывает греческий обряд протесис – выставление тела перед погребением для оплакивания, плач рассматривался как начальный этап возвращения умершего в жизнь. Любопытно, что изображенные не имеют явных матрональных признаков: у них стройные девичьи фигуры, головы их не покрыты. Однако «девы» – лишь другой аспект «матерей», связанный с цивилизаторской, культурной сущностью идеи возрождения рода.

Искусство южноиталийской Канозы (греческий Канозион, римский Канузий, ныне Каноза ди Пулья) – одно из наиболее интригующих в поздней культуре греков. Оно известно своим ярко выраженным погребальным характером. Если островные и балканские эллины ограничивались постановкой надгробий, то италийские греки в самом центре Апулии увлеченно разрабатывали сложный, богатый погребальный ритуал. Они устраивали подземные гробницы-гипогеи, оформленные в ордерной системе и заполненные роскошными дарами – вазами, канделябрами, статуэтками и даже самыми ранними образцами античного многоцветного стекла millefiori, которое встречается в канозских гробницах если не в III в. до н.э., то во II в. совершенно определенно4.

В 1895 году в Канозе местной фирмой Scocchera, занимавшейся торговлей антиквариатом, были произведены раскопки женской гробницы-гипогея (так называемой Гробницы B), найденной в нескольких метрах от ранее вскрытой там же мужской гробницы с оружием (Гробница А). Вещи их были «распылены» по разным музеям и антикварным лавкам. В 1960-х годах исследователь италийских древностей Эндрю Оливер предпринял попытку восстановить эти памятники по старым спискам и указаниям на обнаруженные в них предметы5. Из десяти гипогеев, открытых в Канозе (в конце XIX в. были раскопаны девять, в 1950-х – десятый)6, особый интерес представляет отмеченная выше Гробница B7. Судя по известным письменным данным, оставленным старыми публикаторами материала, она состояла из шести камер – вестибюля с тремя отходящими от его стен помещениями и трех камер, устроенных в стенах последнего; находки, о которых идет речь, были открыты в левой камере вестибюля. Вероятно, именно из этой гробницы происходят две крупные фигуры плакальщиц (№ 90), которые вместе с шестью другими стояли вокруг гроба покойной. Там же были найдены четыре аска c масками горгоны и стоящими на них терракотовыми фигурами8, причем один сосуд был идентифицирован среди предметов нью-йоркского музея Метрополитен, тогда как три других остались неизвестны. Возможно, из той же гробницы происходит московская ваза (№ 91), хотя это сейчас недоказуемо; фигуры маленьких плакальщиц (№ 92) могли стоять на ней или другом аналогичном сосуде того же комплекса9.

Л.И. Акимова


________________

1 Две другие фигуры: Археология войны, 2005, кат. 145, инв. АТ 4350 (1110); кат. 147, инв. АТ 4352 (1112). В издании на фотографиях приведены ошибочные номера: вместо 147 следует читать 146, вместо 149–147.

2 См. ниже, прим. 8.

3 Delbrück, 1912. Sp. 311, Abb. 29.

4 Oliver, 1968. P. 6, 20–21, pl. 12, fig. 3. Впрочем, как замечает автор, присутствие стекла в канозских гробницах III в. до н. э. загадочно ("something of a puzzle" – P. 23). Коль скоро самое раннее миллефиори (чаша из Пилоса) датируется концом II в. до н.э., то остается думать, что его присутствие в непотревоженной гробнице III в. до н.э. обусловлено тем, что после сооружения она целый век стояла открытой (p. 24). Эти сведения, конечно же, нуждаются в тщательной проверке.

5 Ряд документов приведен в работе: Oliver, 1968.

6 Bertocchi, 1964.

7 Oliver, 1968. Р. 31.

8 Oliver, 1968. Рl. 17–18, pl. 10, fig. 1. По старым данным (Oliver, 1968. Рl. 4, N 6), размеры ваз: В. 46; Ø устья 15.

9 Сp. старый фотоснимок: Oliver, 1968. Pl. 1, fig. 7.

Сайты Музея