90. ТЕРРАКОТОВЫЕ СТАТУИ ПЛАКАЛЬЩИЦ

Памятники из Канозской гробницы (предположительно из гробницы в 1895 года)

Инв. II 1а 634, II 1а 635

Каноза, Южная Италия. 320–280 до н.э.

Глина, краска, белая обмазка; изготовлены в нескольких формах; детали вылеплены от руки; доработка стекой

1) В. 91,5; Ш. 40,2; Т. 34,5. 2) В. 91; Ш. 35,8; Т. 24

Показать сохранность, происхождение, литературу
Сохранность:

склеены из фрагментов с небольшими утратами в швах, сколы по краям, руки реставрированы

Происхождение:

с 1929 – ГМИИ (поступили из Музея иконописи и живописи, бывшего собрания И.С. Остроухова)

Литература:

Лосева, 1977. С. 115–118; Лосева, Сидорова, 1988. С. 136

Две большие терракотовые фигуры плакальщиц стоят, слегка повернувшись друг к другу. Согнутые в локтях руки обреченно подняты вверх, различаются только жестами: у одной выше левая, у другой – правая. Фигуры непропорциональны, выполнены графично, детали трактованы в жесткой манере. Они были рассчитаны на обзор с разных сторон.

Плакальщицы облачены в длинный безрукавный дорический хитон с высоко подпоясанной апоптигмой. Она немного укорачивается к центру, подчеркнутому бантом пояса. Тяжелая шерстяная одежда ниспадает крупными прямыми складками. Из-под полы хитона выглядывают ступни ног, затянутые в узкие башмачки.

Волнистые пряди волос расчесаны на прямой пробор и заплетены в длинную косу, спадающую на спину. Черты лица крупные, немного грубоватые: глубоко посаженные глаза с процарапанным зрачком окантованы узкими валиками век, небольшой приоткрытый рот. Обращает внимание несоразмерность больших голов девушек их узким плечам.

В музеях Руана, Копенгагена, Бари, Неаполя, Вены, Парижа (Кабинет медалей) и Лондона (Британский музей) хранятся статуи, чрезвычайно близкие нашим своими размерами, позами, трактовкой одежд, а также материалом и техникой исполнения1. Некоторые из них (статуи в Копенгагене, Бари, Руане) происходят из уже упоминавшейся Гробницы В, открытой в 1895 году в Канозе2. Судя по глине и технологии изготовления, производство терракотовых статуй в Канозе могло осуществляться в мастерских, выпускавших погребальные вазы, украшенные статуэтками плакальщиц3. В пользу этого вывода свидетельствует полное стилистическое единство тех и других.

Искусство южноиталийской Канозы (греческий Канозион, римский Канузий, ныне Каноза ди Пулья) – одно из наиболее интригующих в поздней культуре греков. Оно известно своим ярко выраженным погребальным характером. Если островные и балканские эллины ограничивались постановкой надгробий, то италийские греки в самом центре Апулии увлеченно разрабатывали сложный, богатый погребальный ритуал. Они устраивали подземные гробницы-гипогеи, оформленные в ордерной системе и заполненные роскошными дарами – вазами, канделябрами, статуэтками и даже самыми ранними образцами античного многоцветного стекла millefiori, которое встречается в канозских гробницах если не в III в. до н.э., то во II в. совершенно определенно4.

В 1895 году в Канозе местной фирмой Scocchera, занимавшейся торговлей антиквариатом, были произведены раскопки женской гробницы-гипогея (так называемой Гробницы B), найденной в нескольких метрах от ранее вскрытой там же мужской гробницы с оружием (Гробница А). Вещи их были «распылены» по разным музеям и антикварным лавкам. В 1960-х годах исследователь италийских древностей Эндрю Оливер предпринял попытку восстановить эти памятники по старым спискам и указаниям на обнаруженные в них предметы5. Из десяти гипогеев, открытых в Канозе (в конце XIX в. были раскопаны девять, в 1950-х – десятый)6, особый интерес представляет отмеченная выше Гробница B7. Судя по известным письменным данным, оставленным старыми публикаторами материала, она состояла из шести камер – вестибюля с тремя отходящими от его стен помещениями и трех камер, устроенных в стенах последнего; находки, о которых идет речь, были открыты в левой камере вестибюля. Вероятно, именно из этой гробницы происходят две крупные фигуры плакальщиц (№ 90), которые вместе с шестью другими стояли вокруг гроба покойной. Там же были найдены четыре аска c масками горгоны и стоящими на них терракотовыми фигурами8, причем один сосуд был идентифицирован среди предметов нью-йоркского музея Метрополитен, тогда как три других остались неизвестны. Возможно, из той же гробницы происходит московская ваза (№ 91), хотя это сейчас недоказуемо; фигуры маленьких плакальщиц (№ 92) могли стоять на ней или другом аналогичном сосуде того же комплекса9.

Л.И. Акимова

Т.А. Ильина


________________

1 Breitenstein, 1941. P. 69–70, N 659, pl. 80.

2 Oliver, 1968. Pl. II, 1–3.

3 Deonna, 1907. P. 72.

4 Oliver, 1968. P. 6, 20–21, pl. 12, fig. 3. Впрочем, как замечает автор, присутствие стекла в канозских гробницах III в. до н. э. загадочно ("something of a puzzle" – P. 23). Коль скоро самое раннее миллефиори (чаша из Пилоса) датируется концом II в. до н.э., то остается думать, что его присутствие в непотревоженной гробнице III в. до н.э. обусловлено тем, что после сооружения она целый век стояла открытой (p. 24). Эти сведения, конечно же, нуждаются в тщательной проверке.

5 Ряд документов приведен в работе: Oliver, 1968.

6 Bertocchi, 1964.

7 Oliver, 1968. Р. 31.

8 Oliver, 1968. Рl. 17–18, pl. 10, fig. 1. По старым данным (Oliver, 1968. Рl. 4, N 6), размеры ваз: В. 46; Ø устья 15.

9 Сp. старый фотоснимок: Oliver, 1968. Pl. 1, fig. 7.

Сайты Музея