89. ВОТИВНЫЕ ГОЛОВЫ

Скрыть отдельные предметы

В Южной Италии почитатели дарили в святилища и храмы отдельно изготовленные головы, мужские и женские. То были приношения по обету, так называемые «анатомические вотивы» (среди них можно найти изображения ног, глаз, ушей, женской матки и даже желудка), ранее считавшиеся дарами богам от прихожан в качестве благодарности за исцеление той или иной части тела. Эта народная традиция хорошо известна и ныне: в готических соборах Германии, например, такие дары можно видеть и по сей день. Однако изображение голов не вполне соответствует категории «анатомических вотивов»; так, у этрусков существует жанр «полуголовы», когда изображалась только ее половина, правая или левая, «разрезанная» вдоль носа1. Вотивные головы распространились в Средней Италии под влиянием искусства этрусков, где их появление отмечено ранее и в целом они отличались более высоким качеством2. Италийский тип возник в начале V в. до н.э. и существовал до конца эллинизма, но основная масса продукции (сохранились сотни голов), хорошего качества, датируется концом IV – III в. до н.э.

Головы могли представлять как богов, так и простых смертных, судя по широчайшему спектру встречающихся физиономических типов: женщин, мужчин и детей всех возрастов. Эволюция развития такова: в V–IV вв. до н.э. доминируют женские головы в пóлосах, в IV–III вв. до н.э. – женские головы в покрывалах-«велумах», в III–II вв. до н.э. – мужские головы разного вида3. Когда первоначальные матрицы стирались, в качестве таковых использовались сами оттиски, причем серии выпускаемых голов постоянно уменьшались в размере (примерно на 10 процентов). Ученым известен тип головы, у которого есть 63 производных. Однако «массовая продукция» такого рода широко бытует только в эпоху эллинизма, когда интенсивно действовали бродячие мастера и мастерские. Кстати, в собственно Греции вотивные головы не имели хождения; отдельные экземпляры были найдены в Беотии, Фессалии, Пелопоннесе, Олинфе и особенно в Коринфе, где они прочно связаны с культом Асклепия4. Но отрасль ремесла как таковая распространения не имела.

Вотивная голова женщины в покрывале (№ 89.1) представляет богиню в виде матроны, и ее строгое, с печатью скорби лицо, возможно, говорит, что это изображение Деметры, культ которой в земледельческой Италии наряду с почитанием ее дочери Коры-Персефоны приобрел огромную популярность. Шею украшает ожерелье из небольших, идущих с интервалами дисков. Лицо овальное, открытое, обрамленное непышными, зачесанными в стороны прядями (детализированы резцом), прикрытыми сверху покрывалом. В ушах длинные серьги амфоровидного типа. Черты лица крупные, выразительные. Обращает на себя внимание резко асимметричная трактовка форм: правая сторона лица исполнена сжато, энергично и компактно, левая – растянуто, аморфно, более плоско. В целом же простые, строгие формы головы, акцентировка в ней объема при отсутствии живописных и графических деталей позволяют считать памятник ориентирующимся на идеалы высокой классики. Создан он был в раннем эллинизме, судя по трактовке рта и другим деталям, отошедшим от классической традиции. Женские головы в покрывале тоже наиболее характерны для III в. до н.э.

Среди вотивных италийских даров голова юноши (№ 89.2) выделяется особым изяществом. Тогда как многие мастера стремились заострять индивидуальные черты модели, изготовитель данного образца сосредоточился на внешнем ее эстетизме. У юноши удлиненные пропорции лица с идеальными чертами, обрамленного красивой прической из двух рядов вьющихся пышных кудрей, которые, однако, лишены объемности и массивности, – их тщательный, сложный рисунок (каждый завиток прочерчен несколькими параллельными дужками) хорошо оттеняет гладкие формы лица. Стройная шея не имеет в отличие от многих других памятников грубого расширения книзу. Подобие «велума» придает голове законченность совершенного, идеального объекта.

Юноша мог бы показаться целиком остраненным, если бы не нота печали в выражении строгого рта и особенно глаз – в них отмечены радужки и проколоты зрачки. Изображенный смотрит и дышит и, несмотря на всю его внешнюю красивость, выглядит действительно благородным, почти в традициях греческой калокагатии, о которой в столь поздние времена, как II в. до н.э., на греческом Западе уже мало кто помнил.

Л.И. Акимова


________________

1 Ср. женскую «полуголову» из Калены IV в. до н.э.: Welt der Etrusker, 1988. S. 291–292 (D 3.15).

2 Steingräber, 1980. S. 226f.

3 Steingräber, 1980. S. 227.

4 Roebuck, 1951. P. 111f.; Roebuck, 1977. P. 15; Steingräber, 1980. S. 250–251.

Сайты Музея