86. КРАСНОФИГУРНАЯ ПИКСИДА С ИЗОБРАЖЕНИЕМ СЦЕНЫ ПРИГОТОВЛЕНИЯ К СВАДЬБЕ

Инв. II 1б 510

Сицилия. 330–320 до н.э. Группа Адрано

Глина светло-коричневая, лак черный, белая и голубая краски

В. 23,7; Ø тулова 19,5

Показать сохранность, происхождение, литературу
Сохранность:

утрачены ручка и средняя часть крышки; тулово склеено, с мелкими сколами по швам, поверхность потерта; накладные краски местами утрачены

Происхождение:

до 1868 – коллекция Конфарелли (найдена в Адерно, у подножия Этны [Сицилия]); 1868 – Кабинет изящных искусств и древностей Московского университета (приобретена при участии д-ра В. Гельбига в Неаполе у Бароне); с 1912 – ГМИИ

Литература:

Шварц, 1890. С. 25–26, № 36; Trendall, 1967. P. 604, no. 105, pl. 236, 5–6; Античная расписная керамика, 1985. № 74 (140–141); CVA Pushkin Museum 3, 1997. Pl. 35

Краснофигурная керамика Сицилии стала широко известна во второй половине XX в. благодаря многочисленным раскопкам, проводившимся в это время на острове. Хотя первые краснофигурные вазы местного производства датируются ок. 400 до н.э., основная их масса относится к 340–300 до н.э. Сегодня исследователи выделяют три группы ваз, связанные с главными местами находок, – группы Лентини-Манфрии, Этны и Липари1. В художественном отношении все три очень близки друг другу как в выборе форм сосудов (предпочтение в местных мастерских отдается небольшим вазам – пиксидам, леканам, лекифам, бутылям), так и в тематике росписей. Чаще всего это различные сцены приготовлений к свадьбе, включая так называемый туалет невесты, или композиции с Никой и Эротом. В отличие от вазописцев Южной Италии сицилийские мастера активно включают в росписи помимо белой голубую, розовую, зеленоватую, желтую краски. В этом интересе к полихромии сказывается не только влияние монументальной живописи IV в. до н.э., но прежде всего опыт керамистов из италийского города Чентурипе, расписывавших леканы и пиксиды в технике, близкой росписям белофонных лекифов, – красками по светлой обмазке, покрывавшей поверхность уже обожженного сосуда.

Пиксида со сценой приготовления к свадьбе – одна из двух ваз сицилийской школы, хранящихся в Музее. Это довольно большой сосуд с глубоким бочковидным туловом, двумя маленькими горизонтальными ручками и округлой крышкой. На боковых сторонах крупные веерные пальметты в рамке из побегов и цветов, напоминающих колокольчик. На тулове с одной стороны изображение женщины – полуобнаженная, она сидит, опираясь локтем о тимпан и оборачиваясь назад, в руках у нее тирс и шкатулка с приношениями. Внимание ее приковано к сцене, занимающей лицевую сторону вазы. Традиционно она интерпретируется как момент приготовления к свадьбе. В центре, на кресле с высокой спинкой, сидит женщина, закутанная в широкий плащ, край его накинут на голову и лицо так, что видны только глаза. Женщина, стоящая справа, держит в руках раскрытую шкатулку с туалетными принадлежностями; женщина слева, показанная со спины, наклонилась к сидящей. Ее поза и особенно жест руки, с развернутой вверх ладонью, очень выразительны – кажется, что она уговаривает невесту, а маленькая фигурка Эрота, парящего вверху, усиливает это ощущение.

Вазописец, исполнивший композицию, – великолепный рисовальщик. Он виртуозно владеет линией, длинной, гибкой, не просто очерчивающей контуры фигур, но легко передающей их сложные повороты, телесность и объем. Мастерство художника проявляется и в трактовке лиц, исполненных в три четверти или анфас, а также в той деликатности, с какой использованы в деталях одежды и предметов краски – белая, бледно-голубая и светло-желтая.

О.В. Тугушева


________________

1 Подробнее см.: Trendall, 1967. P. 575–582.

Сайты Музея