81. КРАСНОФИГУРНЫЙ КРАТЕР С ИЗОБРАЖЕНИЕМ СЦЕНЫ ИЗ МИФА ОБ ИФИГЕНИИ В ТАВРИДЕ

Инв. II 1б 504

Апулия, Южная Италия. Ок. 350 до н.э. Мастер Ликурга

Глина оранжево-коричневая, черный лак с оливковым оттенком, белая и желтая краски

В. 41; Ø венчика 36,5

Показать сохранность, происхождение, литературу
Сохранность:

мелкие сбои, потертости глины, росписи

Происхождение:

1870 – Кабинет изящных искусств и древностей Московского университета (приобретен при участии д-ра В. Гельбига в Неаполе у Бароне); с 1912 – ГМИИ

Литература:

Шварц, 1890. С. 23, № 33; Античная расписная керамика, 1985. № 58 (112–114); CVA Pushkin Museum 2, 1997. Pl. 5

Большой чашевидный кратер с сильно отогнутым краем широкого венчика и поднятыми почти вертикально вверх ручками украшен сценой из мифа об Ифигении в Тавриде. Микенский царь Агамемнон вызвал гнев Артемиды; в наказание богиня не давала греческим войскам, собравшимся в беотийской гавани Авлиде, отплыть в Трою – не было попутных ветров. Нужно было принести в жертву старшую дочь Агамемнона – Ифигению. В последний момент богиня заменила на жертвеннике девушку ланью, а царевну перенесла в Тавриду, где сделала ее своей жрицей в храме. В Тавриду приплывают брат Ифигении Орест с другом Пиладом с тем, чтобы вернуть домой Ифигению. Не зная, кто перед ней, девушка обещает даровать жизнь одному из путников, если тот отвезет ее письмо брату. Именно этот момент и представлен в росписи.

В четырехколонном портике стоит Ифигения, опирающаяся на ксоан. На ней нарядный хитон и плащ, волосы, увенчанные диадемой, падают длинными локонами на плечи; в руках она держит большой ключ и деревянную дощечку – письмо, которое собирается передать Пиладу. Последний изображен слева от портика – в плаще и петасе, шляпе путника, за спиной, с мечом и посохом. Сама Артемида, в коротком хитоне, высоких сапожках и с копьями в руке, также присутствует в композиции. Вместе с Аполлоном она расположилась справа от портика, рядом с ними лавровое деревце. Перед портиком на земле, показанной неровным рядом точек, разбросана храмовая утварь – гидрия, лутерий, фиала, а также ножны и лук. На другой стороне вазы изображены сидящий Дионис с фиалой и ветвью в руках и его спутники, силен с венком и тирсом и менада с горящим факелом, перед ними ситула и фиала.

Роспись выполнена мастером Ликурга – одним из представителей так называемого «нарядного стиля» апулийской вазописи, характерного для середины – второй половины IV в. до н.э. Мастеров этого направления отличает интерес к сложным многофигурным композициям. Фигуры персонажей, часто окружающие какое-либо сооружение – храм, портик, надгробную стелу, размещены на разных уровнях так, чтобы создать ощущение глубины пространства. При изображении построек используются элементы перспективы. В деталях рисунка – украшениях, многочисленных предметах в руках и на фоне, перьях крыльев эротов и т.д. – применен не только лак разной густоты, от блестящего черного до полупрозрачного золотистого, но и дополнительно белая и желтоватая краски. Очень часто для подобных росписей выбираются мифологические сюжеты, нередко драматического характера, повествующие о борьбе и гибели героев.

О.В. Тугушева

Сайты Музея