75. БОГИНЯ В ПЕКТОРАЛИ НА ТРОНЕ

Инв. АТ 3392 (713)

Акрагант, Сицилия. Первая четверть V в. до н.э.

Глина светло-коричневая с включением кварца, слюды и темных частиц; светлая обмазка, красно-оранжевая краска; изготовлена в двух формах; полая, снизу открыта

В. 24,5; Ш. 17,5; Т. 9

Показать сохранность, происхождение, литературу
Сохранность:

голова приклеена, трещины на левой руке; повсеместные мелкие сколы; обмазка и раскраска потерты

Происхождение:

до 1945 – Государственные музеи, Берлин. Античное собрание; с 1945 – ГМИИ

Литература:

Археология войны, 2005. С. 78, кат. 125

В древности небольшие терракотовые статуэтки нередко воспроизводили прославленные статуи, которые до нас не дошли и известны только по упоминаниям античных авторов. С большой вероятностью это относится к фигурке сидящей богини, некогда сплошь раскрашенной оранжево-красной краской.

О ее божественном статусе говорит, прежде всего, трон с ножками в виде львиных лап, очень широким сиденьем (некоторые полагают, что это края лежащей на нем подушки) и специфической низкой спинкой; при нем есть и скамейка для ног, франион. Кроме того, богиню отличает высокий головной убор – пóлос, в виде цилиндра с двумя рядами ячеек-метоп, в каждой из которых (всего их десять) помещен диск. Крупная голова обрамлена цельной массой волос, расчлененной радиальными бороздками (некоторые ученые считают, что это диадема из плотно нанизанных камней); вдоль ушей спускаются на плечи небольшие локоны. Торжественна ее иератическая поза: голова обращена прямо, взор направлен слегка вниз, мимо зрителя; обе руки опущены вдоль тела и лежат каждая на «своем» колене. Лишь губы слегка тронуты «архаической улыбкой». Не вполне обычно для архаических богинь одеяние: цельное, гладкое, без единой складки, но с пышными рукавами, перехваченными на запястьях многоспиральными браслетами.

Особенностью фигуры является и ее богатая пектораль – нагрудное украшение из трех низок с крупными листовидными подвесками, причем нижние идут впритык друг к другу, а в среднем и верхнем рядах – чередуются с пронизями в виде мелких дисков; кроме того, два нижних ряда почти горизонтальны, тогда как верхний делает пологую дугу. Все три низки крепились к ныне утраченным крупным украшениям-розеткам на плечах; они были изготовлены отдельно. Кроме пекторали есть другие драгоценности: шею украшает медальон, уши – крупные серьги в виде колец с листовидными подвесками.

Статуэтка происходит из Сицилии, где известен целый ряд вариантов такого типа изображений божества1. Богиня могла быть показана в пóлосе и пекторали, сидеть на троне без спинки2 или же со спинкой, стоять или представать в неопределенной позе3. Что любопытно, это один из первых примеров местного производства терракот, явно вдохновленный образами Восточной Греции. Статуэтки производились в трех сицилийских городах – Геле, Акраганте и, очевидно, Солах, где отправлялся культ богини, но подражания известны и в Киренаике (область Ливии в Северной Африке; главнейшая колония Кирена была основана в VII в. до н.э.). Кристиан Блинкенберг, много лет работавший на раскопках Линдоса – одного из трех крупнейших центров о. Родос, считал, что терракоты передают образ культовой статуи Атаны Линдии – главной богини этого города, колонией которого являлись сицилийские Гела и Акрагант4; возможно, там была создана копийная статуя линдийской богини, которую и тиражировали терракоты. Однако на самом Линдосе подобных статуэток не найдено; сведения только письменные, из храмовых архивов. К тому же в Геле была открыта в раскопках терракота аналогичной формы с горгонейоном на груди (медальон в пекторали), ок. 480–470 до н.э.5. Таким образом, статуэтка могла передавать образ не «Атаны Линдии», а Афины Полиады6.

Л.И. Акимова


________________

1 Quarles van Ufford, 1941. P. 54–55, fig. 32–35. В Музее имеется еще две статуэтки такого типа: фрагментарная и целая – инв. АТ 2709 (465), инв. АТ 2673 (455).

2 Близкая аналогия нашей статуэтке, из Ге-лы, представляет богиню на троне без спинки. См.: Quarles van Ufford, 1941. Fig. 34.

3 Ср. две фигуры из Археологического музея в Агригенто: Langlotz, 1963. Taf. 20 links (терракота из Монтелузы близ Агригенто, ок. 500 до н.э., в аналогичном нашему пóлосе, В. 34,9), Taf. 20 rechts (терракота из Агригенто, кон. VI в. до н.э., В. 29,9; большие антитетические пальметты в качестве украшения-фибул на плечах; фигура коротких пропорций, в низком пóлосе).

4 Blinkenberg, 1917. P. 27; Blinkenberg, 1930. P. 154; Blinkenberg, 1931. P. 513–558, pl. 96–107.

5 Van Buren, 1962. P. 401, pl. 117, fig. 18. Кстати, автор отмечает, что Гела и Акрагант – «родосско-критские города», так что и критский элемент в их искусстве присутствует.

6 Frickenhaus, 1908. S. 1ф7–32. См. также: LIMC II 1894, Athena 23b (статуэтка из Лувра B 549). В Лувре хранится несколько таких терракот, включая только что упомянутую, см.: Mollard-Besques I, 1954. N 1099, 1103. P. 78–79, pl. 51–52 (B 546–551). Имеются они и в Британском музее: Higgins I, 1969, p. 301–302, pl. 150–151.

Сайты Музея