74. ВОЗЛЕЖАЩИЙ ЮНОША-СИМПОСИАСТ

Инв. АТ 3359 (690)

Тарент, Южная Италия. VI в. до н.э.

Глина, белая обмазка, красная краска; изготовлена в двух матрицах; односторонняя

В. 26; Дл. 29; Т. основания 5,5

Показать сохранность, происхождение, литературу
Сохранность:

склеена из фрагментов; утрачены нижние части ног и угол подставки под ними, верхголовного убора, диадема; утраты краски

Происхождение:

до 1945 – Государственные музеи, Берлин. Античное собрание (inv. 7848); с 1945 – ГМИИ

Литература:

Castellani, 1884. P. 82, Nr. 620; Winter I, 1903. S. 198, 5; Археология войны, 2005. С. 76, кат. 117

В храме Диониса в Таренте, одном из древнейших и богатейших городов Южной Италии, было найдено много посвятительных терракотовых фигур разного времени с изображением симпосиастов. Участник симпосия – мужчина, пребывающий в ритуале перехода, – воспроизводит путь своего бога, который и в олимпийской религии сохранил изначально смертную природу. Дионис, умирающий и воскресающий бог, ежегодно погибал как виноград и возрождался в образе вина, почему потребление последнего воспринималось как «причащение Дионисом», его «новой кровью».

Одна из наиболее ранних фигур в этой серии – редкая терракота с изображением возлежащего на ложе-клине юноши, причем рельеф обрезан по контуру, не имеет фона; некогда был раскрашен красной краской. Фигура уплощенная, трактованная гладкими широкими плоскостями, цельными объемами. Она представлена в сложном повороте: ноги в профиль, грудь – анфас, голова в три четверти. Плащ, закрывающий тело ниже пояса, отмечен выступом-гранью, без детализации складок. У возлежащего широкие плечи и узкий таз; колени приподняты, он положил на них правую руку, тогда как в левой, опирающейся на изголовье ложа (в виде сжатой арки), держит чашу. Далеко отставленные от тела руки образуют сквозные зазоры. Голова архаического типа: удлиненная, обрамленнаяполудугой буклей на лбу и длинными локонами, ниспадающими на грудь по три с каждой стороны. Черты лица – крупные: выдающийся нос, отступающий подбородок, рот в «архаической улыбке» (углы губ не сомкнуты), огромные выпуклые глаза-миндалины с узкими веками. Лицо резко асимметрично: левая сторона – узкая, сплющенная; правая – шире, выразительнее. Симпосиаст был увенчан широкой диадемой, от которой остались след на лбу и обломки концов на висках. Волосы прикрывал ныне утраченный головной убор типа остроконечной шапки – возможно, разновидность местного башлыка.

Такой тип изображения просуществует еще несколько веков, что говорит о его глубокой укорененности в ритуале. «Хтонический Дионис» тарентинцев, признанный некогда еще А. Эвансом, наряду с Деметрой и Корой-Персефоной был одним из главнейших городских богов Тарента, если не всех вообще «италиотов». Ритуал винопития почитался здесь важной службой в честь бога, обещавшего людям посмертное спасение. В данной терракоте показан обычный посвятитель (в архаике Дионис представал бородатым), и таковых среди найденных в святилище терракот большинство. Скупость выразительных средств в дальнейшем сменится большей реалистичностью, детальностью, разнообразием мужских типов и признаков возраста.

Л.И. Акимова

Сайты Музея