22. ЖЕНСКИЕ ФИГУРКИ ТИПА Ψ И Ф

Публикуется впервые Публикуется впервые

Инв. II 1а 73; II 1а 74; II 1а 75

Микены, Греция. 1375–1300 до н.э.

Глина, красно-коричневая краска; вылеплены от руки, покрыты лаком

1) В. 12; Ш. 6,2. 2) В.11,8; Ш. 4,7. 3) В. 11,5; Ш. 4,2.
Т. всех трех 3

Показать сохранность, происхождение, литературу
Сохранность:

фигурка II 1а 73 склеена из двух фрагментов; головной убор частично утрачен у фигурок II 1а 74 и II 1а 75;

Происхождение:

1898 – Кабинет изящных искусств и древностей Московского университета (дар В.Д. Поленова); с 1912 – ГМИИ

Среди художественной продукции греческих мастеров, дошедшей до нас от античной эпохи, наиболее многочисленны фигурки из обожженной глины (терракоты) – изделия коропластов. Слово «терракота» происходит от итальянских корней terra – «земля» и cotta – «обожженная». В науке также употребляется слово «коропластика», образованное от древнегреческих слов κόρη – «девушка» и πλάσσω – «делаю», «леплю», то есть создание изображений девушек.

Один из ранних предметов коллекции ГМИИ датируется концом XIV в. до н.э. Именно в это время терракоты перестают быть уникальными, хотя по сравнению с последующими периодами их количество еще незначительно.

Лепные стилизованные статуэтки изображают Великую богиню. Маленькая голова увенчана плоским пóлосом, длинная тонкая коса спускается до пояса. Лицо трактовано условно и напоминает птичий клюв. Плоское туловище переходит книзу в илиндрическую базу с подставкой. Груди обозначены двумя выступами. Глаза намечены точками лака, длинная одежда декорирована волнистыми линиями.

Дошедшие до нас произведения микенской коропластики не отличаются вариативностью. Выделяют два основных типа идолов. В первом случае руки женщины в широкой одежде подняты вверх и напоминают очертания полумесяца, во втором – руки опущены вдоль тела, а одежда круглится вокруг верхней части фигуры, приближающейся к форме диска. Таким образом, силуэты статуэток очертаниями напоминают буквы греческого алфавита – Ψ и Φ, давшие названия этим типам идолов1. Встречается также изображение сидящей женщины с младенцем – так называемая куротрофа, «божественная кормилица».

Вероятно, они были изготовлены в гончарных мастерских и декорированы в той же манере, что и керамика. Несмотря на примитивность, микенские терракоты обладают изяществом и легкостью пропорций.

Композитный сосуд с четырьмя фигурками плакальщиц типа «пси», из Перати. Аттика. XII в. до н.э. Национальный археологический музей, Афины //  Mycenaean World, 1988. P. 201, N 177Подобные фигурки получили широкое распространение в Греции в XIV–XIII вв. до н.э. Они были найдены как при раскопках жилых домов, так и в ботросах святилищ. Поэтому и значение их могло меняться в зависимости от контекста. Возможно, статуэтки являлись обобщенным образом местной ипостаси Великой матери и использовались в посвященных ей ритуалах. На большом микенском некрополе Перати (восточное побережье Аттики) открыты керносы с терракотовыми идолами, расположенными по краю (рис. 9)2. Руки женщин заломлены к голове, в жесте плача по умершему. Значительное количество микенских идолов происходит из детских могил, где они могли защитить ребенка после смерти.

Т.А. Ильина


________________

1 Dickinson, 1994; Higgins, 1997. B 6; B 5; B 12; Köster, 1926. Taf. 4b; Mollard-Besques I, 1963. Pl. I, A. 8.

2 Mycenaean World, 1988. Pl. 201, N 177.

Сайты Музея