26. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ КРАТЕР С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ПТИЦ И ЗМЕЙ

Инв. АВ 705

Беотия, Греция. Последняя четверть VIII в. до н.э.

Глина, черный, местами красноватый лак

В. 32,5;Ø венчика 20,8; Ø ножки 16,8

Показать сохранность, происхождение, литературу
Сохранность:

часть ножки утрачена, выщерблины, царапины; поверхность потерта, местами заизвесткована, утраты лака

Происхождение:

до 1945 – Музей замка, Гота (Германия); с 1945 – ГМИИ

Литература:

Археология войны, 2005. С. 31, кат. 17

Керамика геометрической эпохи, происходящая из разных материковых и островных центров, весьма разнообразна как по формам, предпочитаемым той или иной мастерской, так и по выбору орнаментальных и фигурных мотивов. При этом одни центры существуют очень замкнуто, вырабатывая свой специфический стиль росписей без каких-либо заимствований извне, в работах других, напротив, заметно влияние соседей, прежде всего Аттики, керамическое производство которой наиболее активно развивается в этот период. В Беотии, области в Средней Греции, аттическое воздействие всегда было очень велико. Только в позднегеометрический период (740–690 до н.э.) оно несколько смягчается, но не исчезает вовсе, сказываясь как в формах сосудов, так и в трактовке орнаментальных и фигурных мотивов.

Большой беотийский кратер служит тому наглядным примером. У него широкое тулово с короткой шейкой, невысокая широкая ножка и вертикальные двойные ручки. Край устья с небольшой закраиной, какие обычно делали, если сосуд должен был иметь крышку. Орнаментом выделены отдельные зоны сосуда. На шейке полоса меандра, на плечиках узкая полоска зигзагообразного орнамента, нижняя половина тулова покрыта частыми горизонтальными линиями коричневатого матового лака, под которыми, частично заходя на ножку, широкое поле лака; в средней части ножки есть еще одна полоса меандра. Основная роспись сосредоточена в верхней половине тулова и снизу подчеркнута поясом метоп – чередующихся светлых и темных квадратов. В центре каждой из сторон клеймо с геральдической композицией: две птицы, длинноклювые, с длинными шеями, округлым туловищем с коротким хвостом и голенастыми ногами, между ними вертикально извивающаяся змея. Одинаковые по общей схеме, две эти композиции различаются в деталях: левая птица на одной из сторон более длинноногая и касается клювом змеи, в то время как на другой стороне змею «держит» в клюве правая птица; на фоне вверху по углам с одной стороны свастики, с другой – «цветок» треугольной формы. Центральное клеймо обрамлено двумя полями, аналогичными по размеру, но заполненными орнаментом диагонально расположенных частых зигзагообразных линий. Еще два квадратных поля, с прямыми вертикальными линиями в каждом, фланкируют ручки. Сами ручки двойные, вписанные одна в другую, их контур подчеркнут узкими полосами лака, а внутренняя поверхность покрыта частыми короткими штрихами; внутри, на тулове сосуда, линии лака, повторяющие форму ручек – полукруглые, уменьшающиеся в размере, также вписанные одна в другую.

Московский кратер по своим размерам, пропорциям и общей схеме декора очень близок беотийскому кратеру, хранящемуся в Афинах, только роспись последнего сложнее1. Трактовка птиц отдаленно напоминает аналогичные изображения на некоторых аттических вазах. Но есть один мотив, не встречающийся ни на беотийских вазах позднегеометрического стиля, ни на аттических сосудах того же времени. Это орнамент частых зигзагообразных линий, подымающихся «лесенками», в клеймах, фланкирующих центральную композицию. Подобный декор, правда в несколько ином варианте, мы встречаем только в керамике Аргоса2.

О.В. Тугушева


________________

1 Boardman, 1998. Fig. 104 (inv. 237).

2 Coldstream, 1968. P. 112–147, pls. 28, c, d; 30, c, e.

Сайты Музея