70. ЖЕНСКИЙ ТОРС ТИПА БОЛЬШОЙ ГЕРКУЛАНЯНКИ

Публикуется впервые Публикуется впервые

Инв. II 1a 936

Римская копия I в. с греческого оригинала ок. 320–310 до н.э.

Мрамор белый мелкозернистый

В. 117; Ш. 60; Т. 47

Показать сохранность, происхождение, литературу
Сохранность:

утрачена нижняя часть фигуры до бедер (горизонтально срезана); отдельно исполненная голова; кисть левой руки; по два пальца на каждой руке обломаны; поврежден атрибут; по торсу сверху вниз проходит природная вертикальная трещина

Происхождение:

до 1956 – Всесоюзный производственно-художественный комбинат им. Е.В. Вучетича, Москва; с 1956 – ГМИИ

Большая геркуланянка. Римская копия греческого оригинала ок. 330 до н.э. Скульптурное собрание, Дрезден // Mattusch, 2005. Colour figure I.2Торс принадлежит монументальной женской фигуре в хитоне и плаще, обработанной со всех сторон и представляющей один из вариантов копий так называемой Большой геркуланянки (рис. 24) – статуи, найденной в 1709 году Эммануэлем де Лотером, принцом Эльбеф, в Геркулануме на Вилле Пизонов, известной еще как Вилла папирусов. Ее обнаружили вместе с другой, меньшей статуей (Малая геркуланянка), с которой она предположительно составляла группу; обе хранятся ныне в Дрездене1. Большая геркуланянка по стилю принадлежит к последним десятилетиям IV в. до н.э.2, и судя по огромной популярности геркуланских фигур – известно около 100 сравнительно близких копий и около 500 реплик3 – оригинал их принадлежал великому ваятелю. Большая геркуланянка была сочтена поздней работой Праксителя (ок. 330–310 до н.э.), представлявшей группу Деметры и Коры4. Что касается Малой геркуланянки, то большинство исследователей относят ее к началу III в. до н.э., так что вопрос о группе требует детальной аргументации.

Большая геркуланянка представлена в позе скорби, в выразительно задрапированном хитоне и наброшенном на левое плечо плаще, край которого диагонально пересекает верхнюю часть ее тела. Тип варьировался как в греческой скульптуре эпохи эллинизма, особенно в погребальной пластике, так и в Риме первых веков; особую приверженность к нему питали ваятели Флавиевой эпохи; в статуи этого типа вставлялись отдельно исполненные портретные головы – и обычных знатных римлянок, и императриц5. Это имеет непосредственное отношение к нашему торсу: он датируется I в. и имел ныне утраченную вставную портретную голову, на месте крепления которой сохранился металлический штырь. Работа, вполне профессиональная, могла быть исполнена греческим ваятелем.

Л.И. Акимова


________________

1 Staatliche Kunstsammlungen Dresden, Skulpturensammlung Hm 326, 327. Cм. изображения в цвете: Mattusch, 2005. P. 2, colour fig. 1.2 (Large Herculaneum Woman), colour fig. 1.3 (Small Herculaneum Woman).

2 Ряд авторов относит обеих к раннему эллинизму – ср. Mattusch, 2005. P. 153.

3 Trimble, 2000. P. 41–68.

4 Среди большого количества работ на эту тему приведем основные: Hamdy-Bey, Reinach, 1892. P. 238s., pls. IV–IX; Schneider, 1895. S. 2f., Taf. 5; Klein, 1898. S. 362f., fig. 73; Соllignon, 1911. P. 168 s.; Rizzo, 1932. P. 91s., pl.CXXXVI; Brunn, Bruckmann, 1932–1947. Taf. 310, 558; Bieber, 1955. P. 22–23; Bieber, 1967. P. 140–165; Smith, 2005. P. 75, fig. 88; Beschi, 1988; Fuchs, 1989. S. 219, Abb. 236; S. 220–221 (text); P. 83 (8. tipi incerti – Grande Ercolanese); Protzmann, 1993. P. 30– 32, N 13–14; Trimble, 2000. P. 41–68. Cм. также книгу К. Мэттуш в прим. 2.

5 Ср. портрет Вибии Сабины из Бостона (Vermeule, 1981. P. 315, N 270), статую женщины из Керчи (Вощинина, 1974. Табл. CVIII); cтатую Фаустины Старшей (?) из Малибу (Frel, 1981. P. 68, N 52).

Сайты Музея