58. КРАСНОФИГУРНЫЙ КРАТЕР С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ГЕРМЕСА И МЛАДЕНЦА ДИОНИСА

Инв. II 1б 732

Аттика, Греция. 460–450 до н.э. Мастер Виллы Джулиа

Глина, черный лак, белая краска

В. 40,7; Ø венчика 41,5

Показать сохранность, происхождение, литературу
Сохранность:

склеен из фрагментов, утраты восполнены и частично тонированы; мелкие сбои по швам, потертость поверхности

Происхождение:

с 1923 – ГМИИ (поступил из ГИМ, Москва)

Литература:

Beazley, 1925. S. 349, Villa Giulia Maler № 4; Щербаков, 1926. С. 2, № 15–16; Блаватский, 1930. С. 48, рис. 3; Блаватский, 1935. С. 136, № 6; Блаватский, 1953. С. 204–205; Beazley ARV², 1963. P. 618, no. 4; Lossewa, 1967. S. 481, Taf. 44–45; Античная расписная керамика, 1985. № 45 (85–87); CVA Pushkin Museum 4, 2001. P. 25–26, Pl. 22–23

Вторая четверть V в. до н.э. – время расцвета аттической краснофигурной вазописи, отличающейся необыкновенным разнообразием в сюжетах и темах росписей, композиционных решениях, художественных приемах. Для мастеров, работающих в этот период, больше не составляет труда передать сложные позы и ракурсы человеческой фигуры, мускулатуру обнаженных тел и складки разнообразных драпировок. Вазописцы работают бок о бок с мастерами монументальной живописи, не только наблюдая поиски и достижения последних, но стремясь использовать их в своих росписях. Особенно ярко эти тенденции проявляются в многофигурных сценах на больших сосудах – кратерах и амфорах. Подражая крупнейшим художникам своего времени, прежде всего фасосцу Полигноту, многие мастера стремятся к большей монументальности композиций, к обозначению пространства, среды, в которой действуют персонажи. Другие вазописцы в эти же годы сосредоточиваются на достижении максимальной ясности и гармоничности изображаемых сцен, их уравновешенности. К числу последних относится мастер Виллы Джулиа, получивший имя по месту хранения его вазы1.

В собрании Музея он представлен одним из самых ярких своих произведений – чашевидным кратером с изображением Гермеса и младенца Диониса. Выбран тот момент мифа, когда маленького Диониса после смерти его матери, Семелы, Гермес передает на воспитание нисейским нимфам. Сцена трактована необычайно поэтично. Гермес, сидящий на скале, держит на коленях мальчика, тянущего ручки к нимфе. За Гермесом изображена менада, будущая спутница Диониса; ее имя – Метюсе – написано рядом с фигурой. На другой стороне тулова седой старец с посохом и две женщины, убегающие в разные стороны; в них одни исследователи видят Нерея и его дочерей, нереид, другие – фессалийского героя Пелия с дочерьми2. Длинные линии плотного черного лака чередуются с тонкими, едва заметными штрихами жидкого лака золотистого тона. Не перегруженный деталями, лаконичный и четкий, рисунок мастера отличается свободой и гармоничностью, а композиция в целом проникнута строгим, сдержанным ритмом.

Фигура Гермеса с младенцем Дионисом на коленях будет повторена вазописцем практически без изменений еще раз – на чашевидном кратере в Британском музее3. Сам прием – воспроизведение одних и тех же фигур в разных росписях – характерен как для мастера Виллы Джулиа, так и для многих его современников. Однако в творчестве этого вазописца некоторое однообразие сюжетов и типов с лихвой искупается мастерским рисунком и особым настроением покоя и гармонии, свойственными большинству его работ.

О.В. Тугушева


________________

1 Beazley ARV², 1963. P. 618–626; Robertson, 1992. P. 169–173.

2 Пелий – сын Посейдона и смертной Тиро; свергнул с царского трона своего сводного брата Эсона, правителя Иолка, отправил племянника Ясона в Колхиду за золотым руном, чтобы избежать наказания за злодеяние. Тем не менее, кара настигла его: он был зарезан и сварен в котле своими дочерьми, хотевшими по совету Медеи, жены Ясона, вернуть отцу молодость (БЭС, 2000. «Пелий»); см. также: Мифологический словарь, 1991. С. 434.

3 British Museum E 492 – Robertson, 1992. Fig. 179.

Сайты Музея