51. ПЕПЛОФОРА И АДОРАНТ

Скрыть отдельные предметы

Среди беотийских статуэток V в. до н.э. значительное количество связано с земледельческим культом кабиров, великих богов, имевших силу избавлять от бед и опасностей и карающих за проступки. При раскопках их святилища в Фивах было найдено более тысячи терракот, многие из которых изображали девушку в пеплосе, фронтально стоящую с опорой на правую ногу. Голову венчает высокий пóлос с зубчатым возвышением сзади, поверх которого наброшен гиматий. Вьющиеся волосы волной лежат надо лбом и сплошной массой ниспадают вдоль щек и длинной шеи. Верхний край пеплоса отогнут наружу и спускается почти до талии. Правой рукой она прижимает к груди голубя, левая опущена вдоль тела. Из-под подола облегающей фигуру одежды видны обнаженные ступни.

Статуэтка полностью покрыта белой обмазкой; волосы и глаза окрашены коричневой краской; пеплос декорирован красными продольными и поперечными полосами; в складках одежды прослежены остатки желтой и голубой красок.

Образ пеплофор, буквально «носящие пеплос», появляется в аттической коропластике во второй половине V в. до н.э. под влиянием строгого стиля монументальной скульптуры1, с присущими ему суровой торжественностью, строгостью выражения лиц и лаконичностью форм. Почти одновременно мастера Беотии начинают создавать подобные фигурки, отличающиеся своеобразными головными уборами или париками, венчающими головы девушек2. И то и другое, вероятно, объясняется причастностью к таинственному культу кабиров.

С этим же культом связана и статуэтка юноши-адоранта с жертвенной птицей – петухом в руках. Как и девушка, он представлен спокойно стоящим, но в его фигуре больше движения – сильнее выражена опора на правую ногу, левое плечо немного выше правого, благодаря чему торс приобрел едва заметный изгиб. Левой рукой юноша прижимает к себе петуха, правая опущена. Голова также чуть склонена к плечу. Выражение лица, с крупным прямым носом и пухлыми губами небольшого рта, меланхолическое. Волосы, окрашенные коричневой краской, крупными завитками обрамляют лицо и спускаются на уши, надо лбом они стянуты в узел. Юноша обнажен, но на спину и плечи наброшен длинный плащ, ниспадающий до земли двумя вертикальными полотнищами, обрамляющими крепкую широкоплечую фигуру. Живописный эффект терракоты основывается на контрасте темного цвета тела и белого плаща, окаймленного голубой полосой.

Петух в руках юноши – одна из наиболее частых жертв, приносимых кабирам; кроме того, дарами могли быть ягнята и фрукты3.

Подобные статуэтки юношей нередки среди беотийских терракот V и IV столетий. Помимо святилища кабиров в Фивах, они в большом числе открыты в могилах воинов, павших в битве между беотийцами и афинянами за святилище Аполлона в Делии в 424 до н.э.4.

Т.А. Ильина


________________

1 Poulsen, 1937. S. 70–73; Higgins I, 1969. Р. 80.

2 Müller, 1929. S. 41, N 5.

3 Köster, 1926. S. 43–44.

4 Ходза, 2005. С. 24.

Сайты Музея