47. ЧЕРНОФИГУРНАЯ АМФОРА С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ГЕРАКЛА И КЕРБЕРА

Инв. II 1б 70

Аттика, Греция. Ок. 530 до н.э. Мастер Андокида

Глина, черный лак, пурпур, белая краска

В. 56; Ø венчика 26,4; Ø тулова 36,6

Показать сохранность, происхождение, литературу
Сохранность:

склеена из многих фрагментов, значительная часть фрагментов утрачена, догипсована и тонирована; сбои и потертость поверхности

Происхождение:

из Корнето; 1868 – Кабинет изящных искусств и древностей Московского университета (приобретен при участии д-ра В. Гельбига в Неаполе у Бароне); с 1912 – ГМИИ

Литература:

Шварц, 1890. С. 12–13, № 6; Blawatski, 1927. P. 314–317, Abb. 14–15; Beazley ABV, 1956. P. 255, no. 8; Блаватский, 1953. С. 147 (рис.); Античная расписная керамика, 1985. № 21 (37–39); CVA Pushkin Museum 1, 1996. Pls. 2–3

Роспись большой чернофигурной амфоры рассказывает об одном из двенадцати подвигов греческого героя Геракла – похищении ужасного пса Кербера, стража Подземного царства. Герой, в львиной шкуре и с палицей в руке, подкрадывается к чудовищу. За спиной Геракла – бог Гермес, помогающий герою, за Кербером, в портике, – богиня Персефона, царица Аида. Композиция росписи тщательно продумана, фигуры спокойны и величавы, их движения неторопливы и уверенны. Вазописец подробно передает все детали – мелкими процарапанными штрихами показана шерсть львиной шкуры, длинными косыми линиями, подчеркнутыми пурпуром, – складки плаща Гермеса, белой краской – лицо и руки Персефоны, а также колонна портика, в котором стоит богиня. Интересно, что вазописцы нередко отступали от мифической традиции, изображая Кербера не трех-, а двухголовым; такой вариант мы видим и в росписи московской амфоры.

Амфора с Гераклом и Кербером была создана в последней четверти VI в. до н.э. в мастерской, которой владел горшечник Андокид1. Это его подлинное имя, написанное им самим на одной из ваз. Именно в мастерской гончара Андокида работавшие с ним вазописцы одними из первых в аттической вазописи испробовали новую технику росписей – краснофигурную.В ней фигуры остаются в цвете глины, фон вокруг них покрывается черным лаком, им же выполняются все детали изображений. Вплоть до конца столетия эти две техники сосуществуют. Иногда одна сторона сосуда расписывается в старой, чернофигурной, а другая – в новой, краснофигурной манере. До сих пор нет единого мнения, выполнены подобные росписи разными мастерами или же их украсил один вазописец, владевший двумя видами декора. Кроме того, есть целый ряд композиций, в основных своих чертах повторяющих друг друга, но различающихся по технике исполнения. Так, у московской амфоры с Гераклом и Кербером есть «двойник» – ваза в Лувре с той же композицией, но расписанная не в чернофигурной, а в краснофигурной технике2. В течение длительного времени чернофигурные росписи ваз, вышедших из мастерской горшечника Андокида, приписывались руке мастера Лисиппида, а краснофигурные – руке мастера Андокида (он назван по имени владельца мастерской). Однако идентичность многих деталей в тех и других росписях привела ученых к заключению, что все эти вазы следует считать работами одного вазописца, сегодня называемого мастером Андокида3.

О.В. Тугушева


________________

1 О мастерской Андокида см.: Beazley, 1956. P. 69–72.

2 CVA Louvre 6, 1929. Pl. 70, 5–6.

3 Boardman, 1974. P. 103–105.

Сайты Музея