44. ФРАГМЕНТ ШЕЙКИ КРАТЕРА С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ПЕРСЕЯ

Инв. I 1а 2986

Аттика, Греция. Ок. 560 до н.э. Гончар Эрготим, круг вазописца Клития, мастер Акрополь 601

Глина розовато-коричневая, коричневато-черный лак, пурпур

6,2 × 9

Показать сохранность, происхождение, литературу
Сохранность:

поверхность слегка потерта

Происхождение:

до 1911 – собрание В.С. Голенищева; с 1911 – ГМИИ

Литература:

Блаватский, 1939 (1). С. 86–91, табл. XXXII–XXXIII; Beazley, 1951. Pl. 12, 3; Beazley ARV2, 1963. P. 77, no. 24; Bothmer, 1981. P. 66–67; CVA Pushkin Museum 1, 1996. Pl. 25, 1; Hirayama, 2010. P. 23–24, 45–47. Pl. 29

В первой четверти VI в. до н.э. наряду с вазами ориентализирующего стиля появляются сосуды, расписанные в новой, чернофигурной технике. Фигуры людей и животных, исполненные черным лаком, четкими силуэтами читаются на красноватом фоне глины, детали – черты лиц, мускулатура тел, складки одежд – процарапываются по лаку, нередко подцвечиваются белой краской и пурпуром. «Звериные» фризы вытесняются фигурными композициями на мифологические сюжеты. Постепенно на этой основе складывается чернофигурный стиль росписей, в котором пробуют свои силы вазописцы Коринфа, Клазомен и других древнегреческих центров. К концу первой четверти VI в. до н.э. ведущее место среди школ, осваивающих новую манеру декора, занимают Афины.

Именно в Афинах был расписан сосуд, от которого сохранился небольшой фрагмент шейки с частью округлых плечиков. Слева уцелела нижняя часть женской фигуры, справа – целиком мужская. Мужчина одет в короткий хитон и небриду, на ногах обувь с крылышками, за спиной большая квадратная сумка. Длинные волосы и острая бородка, ухо и черты лица (глаз, рот) переданы гравировкой, ею же аккуратно исполнены узорчатые каймы на хитоне и контур небриды, детали обуви и крылышек, мускулатура ног. Пурпуром подцвечены лицо и шея, сумка, пятна на небриде и башмаки. Внизу, под фигурой, написано имя персонажа – ΠΕΡΕΥΣ, с одной пропущенной буквой. Это Персей, знаменитый греческий герой. За ним стояла женская фигура, от которой сохранились лишь нижние части плаща и хитона, а также ступня ноги, окрашенная желтовато-белой краской. Судя по положению плаща и слегка согнутой в колене ноги, женщина быстро шла за героем, вытянув вперед левую руку. Хитон сплошь заткан узорами, переданными гравировкой, плащ по нижнему краю украшен скромной каймой. Ниже, под росписью, небольшая часть орнамента язычков, располагавшаяся на плечиках.

В.К. Мальмберг, впервые упомянувший этот фрагмент, видел в женской фигуре одну из горгон, преследующих Персея1. В.Д. Блаватский, проанализировав характер трактовки фигуры, доказал, что это богиня Афина, покровительница героя2. Он же первым отнес роспись фрагмента к кругу работ вазописца Клития, одного из крупнейших мастеров аттической чернофигурной вазописи второй четверти VI в. до н.э.

Московскому фрагменту очень близок по размерам, толщине стенки и характеру росписи еще один фрагмент, хранящийся в Базеле. На нем изображены Полифем и убегающий от него Одиссей, спрятавшийся под животом барана. Опубликовавший его Д. фон Ботмер предположил, что оба фрагмента принадлежали одному сосуду, возможно, кратеру с ручками-волютами, аналогичному знаменитой Вазе Франсуа, созданной гончаром Эрготимом и вазописцем Клитием между 570–560 до н.э.3.

В свою очередь, японская исследовательница Токо Хирояма, сопоставив все известные сегодня росписи как Клития, так и близких ему вазописцев, пришла к выводу, что московский и базельский фрагменты принадлежат руке анонимного мастера Акрополь 601. Он был немного моложе прославленного вазописца и, работая с ним в одной мастерской, находился под его сильным влиянием, что и определило значительное сходство в манере рисунка обоих4.

О.В. Тугушева


________________

1 Путеводитель, 1915. С. 38.

2 Блаватский, 1939. С. 86–91.

3 Bothmer, 1981. S. 66–67.

4 Hirayama, 2010. P. 45.

Сайты Музея