42. АРИБАЛЛ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ГЕРАКЛА И ЛЬВА

Инв. II 1б 1

Коринф, Греция. Первая четверть VI в. до н.э. Мастер Оттерло

Глина, коричневатый, местами почти черный лак, пурпур

В. 15; Ø венчика 5,9; Ø тулова 13,5

Показать сохранность, происхождение, литературу
Сохранность:

многочисленные сбои по поверхности, потертости лака и пурпура, особенно на фигуре Геракла

Происхождение:

1881 – найден при раскопках Танагры, Средняя Греция; с 1922 – ГМИИ (поступил из ГИМ, Москва)

Литература:

Blawatski, 1927 (1). S. 307, fig. 6–8; Payne, 1931. P. 305, no. 842a; Блаватский, 1953. С. 92–93; Античное искусство, 1963. С. 18; Sidorova, 1967. S. 541, Taf. 98, 1; 99, 1–2; Античная расписная керамика, 1985. № 8 (13–15); Сидорова, 1986. С. 91–92, рис. 2; Amyx, 1988. Vol. I. P. 178, no. 7; CVA Pushkin Museum 7, 2004. P. 26–27, Pl. 18

В росписях ваз среднекоринфского периода (600–575 до н.э.) постепенно получают распространение композиции, в которых чисто ориентализирующие мотивы – изображения животных и птиц – соединяются с человеческими фигурами. Сперва это – отдельные фигуры людей, с трудом поддающиеся определению и интерпретации, затем появляются и целые сюжетные сцены. Одним из лучших примеров подобных сосудов по праву считается большой арибалл с изображением Геракла и льва.

Сама форма арибалла, с довольно большим шаровидным туловом на плоском основании, получает распространение в коринфской вазописи с начала первой четверти VI в. до н.э. Широкий венчик сверху украшен розеттой, на ручке зигзагообразная полоса, на плечиках – язычки. Роспись на тулове сверху и снизу ограничена узкими полосками лака. Во фризе изображен бородатый полуобнаженный человек в позе так называемого коленопреклоненного бега; перед ним – лев, сзади, под ручкой сосуда, пантера. Трехфигурную сцену отличает ясная уравновешенная композиция, крупные фигуры рисуются четкими силуэтами среди розетт, заполняющих фон. Исполнение фигур человека и животных типично для этого времени. Аккуратными процарапанными линиями переданы завитки волос, контур бороды, черты лица мужчины и зигзагообразная полоса орнамента в кайме его хитона, равно как и голова льва с открытой пастью и гривой в виде язычков, короткие штрихи на морде пантеры и двойные линии, передающие детали фигур животных. Эти особенности рисунка, смелого и уверенного, так же как и изображение человека в позе коленопреклоненного бега, характерны для росписей мастера Оттерло, одного из ведущих вазописцев среднекоринфского периода.

Большинство исследователей видят в фигуре человека изображение Геракла, указывая в качестве основного аргумента на палицу – главный атрибут этого героя – в его поднятой правой руке. В то же время включение в композицию еще одного животного, пантеры, и тот факт, что все три фигуры никак не связаны между собой, заставляет некоторых ученых сомневаться в подобной интерпретации1.

О.В. Тугушева


________________

1 Борисковская, 1968. С. 60.

Сайты Музея