41. ПИКСИДА С ФРИЗОМ ЖИВОТНЫХ

Инв. II 1б 16

Коринф, Греция. Конец первой четверти VI в. до н.э. Круг мастера Стобарта

Глина, коричнево-черный лак, пурпур

В. 14,7; Ø устья 10,8

Показать сохранность, происхождение, литературу
Сохранность:

небольшие сбои и потертости

Происхождение:

до 1912 – Кабинет изящных искусств и древностей Московского университета; с 1912 – ГМИИ

Литература:

Шварц, 1890. С. 32, № 55; Sidorova, 1967. S. 540, Taf. 97, 1–2; Античная расписная керамика, 1985. № 5 (9–10); CVA Pushkin Museum 7, 2004. Pls. 38–39

Среди многочисленных школ вазописи архаической эпохи ведущую роль, безусловно, играл Коринф, один из крупнейших греческих центров того времени. Во второй половине VII в. до н.э. и в начале следующего, VI столетия вазы, расписанные коринфскими мастерами, пользуются огромной популярностью не только в Греции, включая Афины, но и по всему Западному Средиземноморью.

В вазописи Коринфа различают несколько основных этапов – ранний, средний и поздний. Каждый из них имеет свои специфические черты, проявляющиеся в выборе форм сосудов, характере и особенностях декора, сюжетных предпочтениях. Керамику раннекоринфского периода (625–600 до н.э.) отличает тонкий гравированный рисунок деталей, богатая полихромия росписей, а также густой заполнительный орнамент, покрывающий фон между фигурами животных и птиц. Именно этим особенностям обязан своим рождением термин «ковровый стиль», долгое время существовавший в специальной литературе наряду с определением «ориентализирующий».

Среднекоринфский период (600–575 до н.э.), представленный в коллекции Музея наиболее интересными памятниками, продолжает и развивает многие черты предшествующего раннекоринфского. Вазопись этого времени отличается особым разнообразием стилей и направлений, хотя в целом ее характеризует постепенное огрубление росписей; рисунок становится все более небрежным, подчас неряшливым. На этом фоне выделяются памятники так называемого «деликатного стиля», продолжающие лучшие традиции раннекоринфской вазописи и отличающиеся тонким и аккуратным рисунком.К числу подобных произведений относится пиксида с фризом животных. Роспись ее исполнена анонимным художником, работавшим вместе с мастером Стобарта, одним из ведущих представителей «деликатного стиля».

Форма пиксиды с округло-выпуклыми стенками шаровидного, слегка сплюснутого тулова на низком основании, с плоской крышкой, увенчанной маленькой ручкой-выступом, типична для среднекоринфского периода. Столь же характерен для этого времени и сам принцип декора. На крышке, а также на тулове положены полосы лака и пурпура различной ширины, чередующиеся с шашечным орнаментом или язычками. Среднюю часть тулова занимает широкий фриз с фигурами животных и птиц. В центре геральдическая группа – две пантеры в одинаковых позах по сторонам гуся с раскрытыми крыльями, за ними – пантера перед пасущимся козлом и еще одна птица. Все фигуры исполнены очень аккуратно и тщательно, гравировкой и пурпуром подробно переданы детали рисунка. Темные силуэты ясно читаются на светлом фоне, в то время как заполняющие его скромные орнаменты из мелких розетт и точек отходят на второй план.

О.В. Тугушева

Сайты Музея