39. ОЙНОХОЯ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ОСТРОДОННЫХ АМФОР

Инв. М-485

Иония, Греция. Первая половина VI в. до н.э. Класс Власто

Глина, светлая обмазка, черно-коричневый лак, белая краска

В. 22,5; Ø тулова 13,5

Показать сохранность, происхождение, литературу
Сохранность:

склеена из фрагментов, утраченные части догипсованы и тонированы, сколы по швам, мелкие сбои, потертость росписи

Происхождение:

с 1952 – ГМИИ (найдена при раскопках ГМИИ на горе Митридат, г. Керчь)

Литература:

Блаватский, 1955. С. 75, рис. 28; Шелов, 1956. С. 60, рис. 18; Цветаева, 1957. С. 186, рис. 1, 2; Сидорова, 1963. С. 109–112, рис. 2; Античная расписная керамика, 1985. № 13 (23); CVA Pushkin Museum 8, 2009. Pl. 4, 1–3

Крупнейшие центры вазописи ориентализирующего стиля со второй половины VII в. до н.э. располагались на Ионийском побережье Малой Азии и близлежащих островах, в том числе на Родосе, что дало общее название одной из обширных групп расписной керамики, находимой в этом районе: родосско-ионийская. Такое определение господствовало в науке в течение длительного времени и только в последние десятилетия оказалось постепенно вытесненным другим – «керамика стиля Диких Козлов» – по наиболее распространенному изображению этого животного, встречающемуся в росписях второй половины VII – первой половины VI в. до н.э. В стилистическом отношении эти вазы делятся на три обширные группы, одна из которых получила название «класс Власто»1. Как и в двух других, в декоре ее сосудов главное место занимают фризы с изображениями животных, дополненные более скромными орнаментальными поясами с растительными мотивами. И лишь в поздний период эти «звериные» фризы иногда вытесняются чисто орнаментальными.

Одним из редких примеров таких сосудов является небольшая ойнохоя, найденная во время раскопок в так называемом Доме эмпория (Верхний Митридатский раскоп) одного из городских кварталов античного Пантикапея и хранящаяся в Музее. Весь сосуд – широкий трехчастный венчик, цилиндрическое горло, округлое тулово на низком кольцевидном основании – очерчен одной мягкой, плавно изгибающейся линией. Такими же мягкими линиями и пятнами коричневато-черного лака исполнена роспись фриза на плечиках – в центре три остродонные амфоры, разделенные группами из трех язычков, с рядами мелких точек или точечных розеток на фоне. У ручки изображение цветка из трех удлиненных округлых лепестков, с точечными розеттами и язычками по сторонам. На тулове широкая полоса лака, обрамленная узкими лаковыми полосками. На горле лента орнамента из чередующихся крестиков и язычков, написанных полужидким лаком и тоже мягких, слегка расплывчатых. Наконец, на венчике, окрашенном лаком, два изображения больших глаз, исполненных белой краской широкими мазками.

Сам принцип декора вполне традиционен, как и основные мотивы, выбранные в данном случае художником, – цветы, язычки, точечные розетки и большие глаза. И лишь один мотив – остродонные амфоры – не встречается больше ни на одном сосуде как среди ваз, относящихся к классу Власто, так и среди керамики двух других групп стиля Диких Козлов. Это с полным основанием позволяет считать ойнохою, найденную в Пантикапее, уникальной.

О.В. Тугушева


________________

1 Подробнее см.: Cook, Dupont, 1998. P. 32–67.

Сайты Музея