34. СИДЯЩАЯ НА ТРОНЕ БОГИНЯ

Инв. II 1а 119

Аттика, Греция. 525–500 до н.э.

Глина, краска, белая обмазка; изготовлена в двух формах

В. 19; Ш. 11,2; Т. 4

Показать сохранность, происхождение, литературу
Сохранность:

склеена из нескольких фрагментов, мелкие сколы, потертость обмазки, частичная утрата росписи

Происхождение:

с 1924 – ГМИИ (поступила из Румянцевского музея, Москва)

Литература:

Античное искусство, 1963. С. 15

Излюбленным мотивом коропластов Аттики была торжественно восседающая на троне богиня. Ее представляет статуэтка из собрания Музея. Образ богини исполнен величия и покоя. Голову венчает высокая стефана, поверх которой наброшен край спадающего на спину покрывала. Опущенные на колени руки не отделены от тела. Узкий ионийский хитон плотно облегает фигуру, сквозь него проступают очертания груди и рук. Ступни ног стоят строго параллельно друг другу на прямоугольном выступе внизу трона. Фигура дана очень компактно, контур ее спокойный и плавный.

Привлекательное округлое лицо обрамлено тремя рядами туго завитых каштановых локонов. Мазок красной краски оживляет тонкий рисунок слегка приоткрытых в «архаической улыбке» губ. Миндалевидные глаза кажутся закрытыми, что придает всему облику богини загадочность.

Вся поверхность покрыта белой обмазкой и тонирована. Стефана, трон, скамеечка и покоящиеся на ней башмачки окрашены в красный цвет; выступы трона украшены красными пальметтами. Горловина хитона окантована красной полосой, такая же линия проходит под грудью. Перед хитона сверху вниз пересекает широкий орнамент. Считается, что аттические мастера первыми в середине VII в. до н.э. стали использовать матовую краску для декорирования терракот.

Статуэтки датируются периодом от третьей четверти VI до начала V в. до н.э. К наиболее ранним относятся фигуры богини на троне с выступами в верхней части спинки, как в нашем случае, хотя сама фигурка стилистически более развита.

Более тысячи фрагментов таких статуэток были открыты на Афинском Акрополе в ходе раскопок ботросов храмов Афины и Артемиды Брауронии. Очевидно, что они были принесены в дар богиням. Некоторые из них имеют детальные отличия. Так, Афина изображена с эгидой на груди1, а Артемида – с олененком в руках2. Но большая часть произведений не имеет атрибутов, по которым можно точнее определить, какая именно богиня представлена. Поэтому одни исследователи видят в ней обобщенный образ богини плодородия3, другие, приводя различные аргументы, называют Деметрой или Корой4. Стоит отметить, что в греческой религии Деметра и Кора-Персефона в конкретно-образном сознании древних эллинов ассоциировались, прежде всего, с представлением о хлебе как главном богатстве и источнике жизни. Обе богини олицетворяли соответственно прошлый и будущий урожаи зерновых. Эта тесная связь богинь, взаимодополняющих друг друга, сделала их иконографию фактически малоразличимой. Известно, что в великом святилище в Элевсине к ним обеим без особого различия их индивидуальных свойств и атрибутов постоянно применялся титул «две богини».

Т.А. Ильина


________________

1 Köster, 1926. Taf. 26.

2 Heuzey, 1903. S. 59, Abb. 2.

3 Higgins I, 1954. Pl. 22, N 23.

4 Русяева, 1979. С. 37, 38.

Сайты Музея