32. БЕОТИЙСКИЕ ИДОЛЫ «ПАППАДОС»

Публикуется впервые Публикуется впервые

Инв. II 1а 76; II 1а 77; II 1а 78

Беотия, Греция. Вторая – третья четверть VI в. до н.э.

Глина, лак; все три вылеплены от руки

1) В. 17,5; Ш. 6,3; Т. 0,5. 2) В. 18,5; Ш; 6,4; Т. 0,5. 3) В. 20; Ш. 8,5; Т. 0,5

Показать сохранность, происхождение, литературу
Сохранность:

склеены из фрагментов с незначительными утратами; роспись частично стерта

Происхождение:

1898 – Кабинет изящных искусств и древностей Московского университета (дар В.Д. Поленова); с 1912 – ГМИИ

В VI в. до н.э. наблюдается подъем в развитии коропластики. В это время изготавливается гораздо больше статуэток, чем в предшествующие века. Первенство в данном виде ремесла принадлежит трем греческим областям: Беотии, Аттике и Ионии.

В каждой из них мастера работали в особой манере, которая в сочетании с характерным цветом и составом местной глины, как правило, позволяет определить происхождение терракоты.

Наиболее распространенным сюжетом беотийских мастеров являются идолы женской богини в высоком головном уборе. Каждая фигура представляет собой глиняную, слегка расходящуюся в стороны книзу пластину. Высокая прямая шея переходит в голову с лицом в виде птичьего клюва; руки переданы в виде треугольных выступов. На голове богини высокий пóлос, надо лбом завиток из широкой плоской ленты. Из-под убора на плечи и спину спускаются локоны волос.

Роспись черной краской покрывает только переднюю сторону фигуры. На узком птичьем лице нарисован маленький, в виде черной точки, глаз. Шея украшена полосками ожерелья; на одежду нанесен узор в виде сетки из перекрещивающихся прямых линий и полосок. Такие фигурки изготовлялись в тех же мастерских, что и вазы.

Пóлос на голове богини напоминает камилавку, головной убор современных греческих священников. Поэтому греческие рабочие, принимавшие участие в раскопках, увидев подобные статуэтки, прозвали их «паппадос» (pappas – «священник»). Интересна тщательно исполненная спираль на лбу богини. Возможно, это схематизированное изображение локона волос, кокетливо спадающего на лоб персонажей фресок Кносского дворца (о. Крит) – Дамы в голубом и Парижанки1. Первоначальный смысл украшения был утрачен, и завиток превратился в элемент декора пóлоса вроде пряжки или кокарды.

Рассматриваемые терракоты могли повторять облик древних деревянных статуй богов, ксоанов, в данном случае Геры Киферонской2. Ежегодно празднуя ее воссоединение с Зевсом, беотийцы на горе Киферон ночью сжигали деревянные идолы богини на празднике Дедалы, получившем название именно по таким архаичным изображениям (дедалам-ксоанам); там же приносили в жертву быков, совершали ритуал возлияния вина и окуривания фимиамом. Гера почиталась местными жителями как божество плодородия и была причастна к подземным силам и заупокойному культу. Период существования этого типа статуэток довольно краток – небольшой промежуток до и после середины VI в. до н.э.3.

Т.А. Ильина


________________

1 Бритова, 1969. С. 26.

2 Ходза, 1998. С. 72–792; Ходза, 2005. С. 8.

3 Paul, 1958–1959. S. 205.

Сайты Музея