97. ПСЕВДОКРАСНОФИГУРНАЯ ГИДРИЯ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ТРЕХ МУЖСКИХ ФИГУР

Инв. АВ 402

Этрурия. 460–440 до н.э. Группа Праксиада

Глина, черный лак, красная и белая краски

В. 50,3; Ø венчика 20,5; Ø ножки 13,6

Показать сохранность, происхождение, литературу
Сохранность:

склеена из фрагментов с мелкими утратами по швам, потертость поверхности

Происхождение:

до 1945 – Государственные музеи, Берлин. Античное собрание (?); с 1945 – ГМИИ

Литература:

Археология войны, 2005. С. 94, кат. 172

Этрусской керамике часто свойственна подчеркнутая жесткость очертаний сосудов, воспроизводящих металлические образцы. К бронзовым прототипам восходят такие детали, как четкие ребра, проходящие по середине ручек, или диски-ротелли, фланкирующие корни ручек. Невысокая шейка с округлым валиком венчика четко отделена от почти прямых широких плечиков, удлиненное тулово заметно сужается к ножке. Вертикальная ручка широкая, с выпуклым ребром в середине, возвышается над краем устья, с которым соединена валиком с ротеллями.

Тулово гидрии украшает изображение трех мужских фигур. Все они задрапированы в плащи, крайние опираются на посох, средний красноречивым жестом вытянул вперед правую руку. Рисунок немного неловкий, слегка нарушены пропорции фигур, в трактовке складок, ложащихся острыми углами, чувствуется некоторая архаизация. На плечиках сосуда представлена геральдическая композиция – два сфинкса по сторонам цветка, но и здесь вазописец отошел от традиции – чудовища не стоят перед растением, но расходятся от него.

Роспись гидрии необычна – она исполнена в так называемой псевдокраснофигурной технике. Рисунок сделан красной краской по черному лаку, покрывающему всю поверхность сосуда, детали нанесены черным лаком. Подобная техника, появившаяся в Аттике на рубеже VI–V вв. до н.э., была позаимствована вазописцами Этрурии в начале V в. Но если в Аттике она не получает развития и быстро вытесняется классической краснофигурной техникой росписей, то в Этрурии, напротив, широко используется местными вазописцами и долгое время фактически заменяет краснофигурную1.

Расцвет псевдокраснофигурной техники в Этрурии связывается с именем вазописца Праксиада, оставившего свою подпись на одном из сосудов, сохранившихся до наших дней. Вместе с ним в этой же технике на протяжении первой половины – середины пятого столетия работает большая группа мастеров. Одним из них в середине V в. до н.э. и была исполнена роспись московской гидрии. В стилистическом отношении росписи вазописцев группы Праксиада довольно близки работам аттических мастеров первой половины V в. до н.э., прежде всего так называемым «маньеристам»2.

О.В. Тугушева


________________

1 Подробнее см.: Welt der Etrusker, 1988. S. 245–249; Martelli, 1987. P. 43–44; Torelli, 2000. P. 442–443.

2 О «маньеристах» см.: Mannack, 2001.

Сайты Музея