96. ЧЕРНОФИГУРНЫЙ КРАТЕР С ИЗОБРАЖЕНИЕМ СФИНКСОВ

Инв. II 1б 1119

Этрурия. Первая четверть V в. до н.э. Круг мастера Микали

Глина бежево-коричневая, лак черный, в тонком слое коричневатый, белая краска

В. 23,7; Ø венчика 20,3; Ø ножки 12,5

Показать сохранность, происхождение, литературу
Сохранность:

трещины, отдельные сколы, царапины, осыпи лака, местами значительные, утраты белой краски; роспись сильно потерта, местами утрачена, поверхность заизвесткована

Происхождение:

до 1933 – ГИМ, Москва (поступил из собрания Самоквасова); с 1933 – ГМИИ

Литература:

Waldhauer, 1923. S. 174–175, fig. 3–4; Лосева, Сидорова, 1988. С. 164–165, рис. 146; Welt der Etrusker, 1988. S. 147, B 5.23; CVA Pushkin Museum 7, 2007. Pls. 50–51

Во второй четверти VI в. до н.э. в Этрурию попадают первые аттические чернофигурные вазы. Они пользуются такой популярностью, что во второй половине столетия в Афинах некоторые мастерские изготавливают вазы специально для экспорта в Этрурию. Одновременно сами этрусские вазописцы начинают подражать привозным сосудам, постепенно вырабатывая свой собственный стиль чернофигурных росписей. Ранние их образцы получили название «понтийские вазы»1. Их отличают живость и выразительность трактовки сюжетов, бесконечное разнообразие орнаментальных мотивов, обильное применение накладных красок и гравировки, делающие росписи особенно нарядными и эффектными. В свою очередь, «понтийские вазы» оказали существенное влияние на стиль росписей мастера Микали – одного из крупнейших этрусских вазописцев чернофигурного стиля позднего периода. Ранние его работы датируются последней четвертью VI в. до н.э., поздние относят к началу следующего, пятого века2. Он, правда, редко использует мифологические сюжеты для своих композиций, предпочитая изображать отдельные фигуры людей, а также фантастических существ – сирен, сфинксов, крылатых коней и т.д. Несвойственна ему и цветистость понтийских ваз. Напротив, он сосредоточивается на чистом силуэтном рисунке с тщательной гравировкой многочисленных деталей – крыльев сфинксов и пегасов, шерсти животных, головных повязок и украшений сирен и т.д.

Влияние мастера Микали на современников и учеников было столь велико, что даже в первой четверти следующего, пятого столетия его традиции сохраняются. Такова роспись московского кратера с ручками-колонками, относящегося к кругу этого вазописца. Во фризе, охватывающем почти все тулово, изображены три идущих друг за другом влево сфинкса с большими, раскинутыми в стороны крыльями: два сфинкса мужские, один – женский, с сосцами на животе. Практически весь внутренний рисунок – волосы и черты лиц, оперение и чешуйки на крыльях, а также контуры фигур и мускулатура тел – исполнен тонкой гравировкой, только повязки на головах сфинксов отмечены белой краской. Она же скупо использована в элементах орнаментального декора на венчике и плечиках кратера – на кончиках листьев плюща и в сердцевинах язычков и точек.

Необычно асимметричное по отношению к форме сосуда расположение фигур сфинксов: первая помещена непосредственно под ручкой, две другие – по сторонам второй ручки, но ни одна не попадает целиком на лицевую или оборотную сторону тулова, что характерно для композиций большинства античных расписных ваз. Чтобы увидеть каждую из фигур, необходимо все время поворачивать сосуд, и в результате перед нашими глазами разворачивается шествие мерно шагающих фантастических существ, которому, кажется, нет конца.

О.В. Тугушева


________________

1 В XIX в. исследователи ошибочно полагали, что подобные вазы изготовлены в одном из античных центров на Черном море (Понте); сегодня их этрусское происхождение не вызывает сомнений, но само определение сохранилось, хотя и воспринимается как чисто условное.

2 О мастере Микали см.: Beazley, 1947. P. 12–13.

Сайты Музея