116. ФРАГМЕНТЫ СТЕКЛЯННЫХ ИЗДЕЛИЙ

Показать сохранность, происхождение, литературу
Происхождение:

№116. 2–8 до 1945 – Государственные музеи, Берлин. Античное собрание; с 1945 – ГМИИ

Скрыть отдельные предметы

В эпоху эллинизма ремесленники-стеклодувы Александрии осваивают новую технику, называемую межстеклянным золочением, при которой между двумя слоями прозрачного бесцветного стекла помещался силуэтный рисунок, сюжетный или орнаментальный, выполненный из золотой фольги. Затем из полученной заготовки методом прессовки изготавливали сосуды, чаще всего широкие округлые чаши.

На уцелевшем донце одного из таких сосудов (№ 116.1), по всей вероятности, было изображено святилище – сохранилась часть здания с шестью колоннами, увенчанными капителями, напоминающими цветы лотоса; через просвет в центре видны контуры ниши или эдикулы (?). Между колоннами, на переднем плане, на узких высоких постаментах сидят птицы, слева за портиком расположен еще один постамент, массивный, с фигурой сфинкса в короне. В левой части композиции под ветвистым деревом с ланцетовидными листьями (очевидно, это священное древо теменоса) помещен алтарь. Рисунок обрамляла двойная круглая рамка в виде узкого пояска и широкой ленты с «бегущей волной».

На донце другой чаши (№ 116.2), от которой также уцелел только фрагмент, представлен алтарь с жертвенными дарами, по сторонам – неясные изображения, возможно, горящих костров. Рисунок помещен в круглую рамку, а с внешней стороны донце дублировано темной стекловидной массой, которая, став фоном изображения, усиливает мерцающий эффект золота. Сложнейшая технология межстеклянного золочения требовала виртуозного мастерства ремесленников. Таких памятников в коллекциях мира насчитываются единицы.

Не меньшего мастерства требовала и другая сложнейшая техника – стеклянной мозаики. Она также была открыта египетскими стеклоделами в эпоху эллинизма, но особо широкое распространение получила в Восточном Средиземноморье уже в римское время. Суть ее заключалась в том, что сперва из тонких стеклянных стерженьков разных цветов составляли узор, стержни сплавляли в один пучок, который затем рассекали поперек, вдоль, наискось и т.д. Получившимися тонкими пластинками выкладывали дно и стенки формы одноцветного стекла, затем заготовку нагревали, при этом пластинки сплавлялись с основой, создавая причудливые узоры. Методом прессовки из заготовок делали чаши разных форм и размеров, а когда они остывали, их дополнительно полировали. Таким образом создавалось бесчисленное множество вариантов красочного орнамента. От многих чаш сохранились только небольшие фрагменты, но и они поражают изысканностью подбора цветов и сложнейшими узорами, иногда выложенными нитями не толще человеческого волоса. Помимо сосудов в этой технике в Древнем Египте изготавливали плитки, которыми украшали мебель.

На одном из фрагментов мозаичной пластины (№ 116.3) уцелело два декоративных фриза: в первом розетты с зеленой сердцевиной и желтыми лепестками, окантованными темной узкой полоской, помещены на красном фоне, обрамленном с двух сторон двойной желтой «дорожкой»; второй фриз состоит из побегов белых лотосов на темно-синем фоне. На другом фрагменте (№116.4), темно-синего цвета, в центре помещена розетта из четырех красно-желтых бутонов, соединенных зелеными стеблями; она обрамлена орнаментом из четырех красно-желтых пальметт, дополненных по бокам парными белыми завитками; все детали рисунка объединены тонкой белой нитью. Помимо растительных мотивов широко использовались полосы разной длины и разного цвета, расположенные произвольно и дополненные точечными розетками (№ 116.5) или же, напротив, собранные в строгие геометрические орнаменты (№ 116.8). Мозаичная техника позволяла также имитировать и природные многослойные камни, например агат: по темному фону непрозрачного стекла проходят тонкие волнистые нити голубоватого, коричневого и белого цветов (№ 116.7), в коричневое стекло впущены белые матовые полосы различной ширины (№116.6) и т.д. Изготовленные в мозаичной технике пластины и сосуды были довольно дороги, тем не менее они пользовались большим спросом.

Разработанная античными мастерами технология мозаичного стекла в XV в. была усовершенствована венецианскими стеклоделами, назвавшими ее «миллефиори» («тысяча цветов»).

С.И. Финогенова

Сайты Музея