114. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЕ ГРОТЕСКИ

Показать сохранность, происхождение, литературу
Литература:

Толстиков, 1992. Ил. 22, 2 (№ 114.3), 3 (№ 114.4); Археология войны, 2005. С. 126, кат. 260 (№ 114.2), с. 129, кат. 272 (№ 114.1)

Скрыть отдельные предметы

Интерес к изображению уличных типов характерен для терракот эллинистического времени. Помимо грациозных девушек, шаловливых детей и строгих педагогов в сферу внимания коропластов попадают персонажи, поражающие своим нарочитым уродством1. Гротескные изображения, делающие акцент на гипертрофированных или искаженных чертах лица и тела человека, появляются в мастерских городов Малой Азии (Мирина, Смирна) и становятся необычайно популярны со второй половины III в. до н.э. Такова голова лысого мужчины с непомерно вытянутым черепом, нависшими надбровными дугами, сломанным носом и большими ушами (№ 114.1). Некоторые исследователи придерживаются мнения, что подобные фигурки – это преувеличенно реалистичные изображения людей с разнообразными заболеваниями и врожденными физическими уродствами2. Возможно, моделями для коропластов служили калеки, обитавшие при знаменитой медицинской школе в Смирне. В начале XX в. приток подобных статуэток в европейские музеи (особенно в Лувр и Британский музей) вызвал огромный интерес у медиков, что привело к появлению такого понятия, как «патологический гротеск». Уродливость форм лиц и тел изображенных объяснялась набором конкретных заболеваний3. Наряду с ними встречаются образы, где мастер намеренно усиливает некоторые черты, достигая комического эффекта. Терракотовая головка негра (№ 114.3) представляет человека с явно утрированными этническими признаками: огромными губами, большим расплющенным носом, сильно выступающими надбровными дугами и комично оттопыренными ушами.

Карикатурные изображения Смирны поражают своей натуралистичностью, но подчас они не столько смешны, сколь злы. В статуэтке кричащей старухи (№ 114.2) коропласт, акцентируя возрастные особенности модели, подчеркнул ее склочный характер. Глубоко посаженные маленькие глазки с тяжелыми веками, широкий нос, набрякшая на заостренных скулах кожа. Волосы стянуты на макушке в старческий пучок, тяжелые брови сведены на переносице, лоб прорезают резкие морщины, рот открыт в пронзительном крике.

Смысл и назначение подобных фигурок до сих пор неясен. Первые исследователи этого феномена предполагали, что статуэтки использовались в качестве защиты от злых сил, в частности от сглаза4. Однако они существенно отличаются от гротесков архаического и классического времени, служивших апотропеями5. Возможно, эти статуэтки связаны с популярным развлечением – выступлениями мимов, которые играли без масок. К таким персонажам можно отнести мужскую голову в остроконечном уборе, выделяющуюся преувеличенным носом, резкими линиями морщин на лбу и острыми торчащими ушами (№ 114.4). Отверстие сверху шапки указывает на то, что голова принадлежала статуэтке с подвесными конечностями. Подобный головной убор являлся частью костюма уличных танцоров6.

Появление и огромная популярность гротескных изображений в эллинистическую и римскую эпохи объясняется совокупностью факторов, особенно возросшим интересом к уличным представлениям бродячих персонажей, клоунов, жонглеров, калек, дрессировщиков, кукловодов, которые не принадлежали ни к каким профессиональным организациям и выступали там, где придется. Неординарная внешность была им на руку: люди с врожденными или приобретенными уродствами всегда могли найти средства к существованию.

Т.А. Ильина


________________

1 О феномене «гротеска» см.: Акимова, 2005. С. 118. Подробнее о классических и эллинистических гротесках, а также обзор литературы по этой проблематике cм.: Ходза, 2006.

2 Besques III, 1972. P. 155; Garland, 1995. P. 109.

3 Stevenson, 1975. P. 2–5; Garland, 1995; Ходза, 2006. С. 177.

4 Wace, 1903–1904. P. 103–114; Levi, 1941. P. 220–232.

5 Бритова, 1969. С. 114.

6 Richter, 1913. P. 153, n. 3; Ходза, 2006. С. 177; Dunbabin, 2004.

Сайты Музея