106. АСКЛЕПИЙ, ГИГИЕЙЯ И ЭРОТ-ГИПНОС

Инв. II 1a 34

Аттика. I в. до н.э.

Мрамор белый мелкозернистый с коричневатой патиной

В. 45; Дл. 40; Т. 15,5

Показать сохранность, происхождение, литературу
Сохранность:

утрачены голова, кисти рук и край плаща Гигиейи, голова змеи, кисть правой руки Асклепия, крылья и левая рука ребенка (ноги реставрированы); поверхность потерта, на груди и лице Асклепия темные пятна

Происхождение:

до 1912 – Кабинет изящных искусств и древностей Московского университета; с 1912 – ГМИИ

Литература:

Щербаков, 1928. С. 53–60; Hausmann, 1954/1955. S. 128, Anm. 5; Heiderich, 1966. S. 58f., Beil. 50,1; Bol, 1975. S. 69–70, Abb. 10; Античная скульптура, 1987. С. 56–57, № 20

Один из редких антиков в музейном собрании, происходящий из старой коллекции Московского университета, связан с богом-целителем Асклепием, культ которого ок. 420 до н.э. из Пелопоннеса (Арголида и Мессения) распространился в Аттику, а затем, постепенно расширяясь, охватил почти всю Элладу. Авторитет Асклепия и Гигиейи, не входивших в олимпийский пантеон, рос по мере того, как Греция близилась к своему закату и частные интересы индивидуумов стали оттеснять на задний план социальные и общинные ценности.

На плоском прямоугольном постаменте со скругленными краями помещены фигуры Асклепия и его супруги или дочери – богини здоровья Гигиейи, рядом с которой сидит крылатый спящий ребенок. Между фигурами – условный ларец (с двумя замками на реверсе), в котором Асклепий держал свои атрибуты. Оба стоят, чуть повернувшись друг к другу, и, несмотря на то что Гигиейя кормила из чаши змею, кольца тела которой уцелели вокруг ее правой руки1, они составляют довольно интимную группу; Асклепий, заложив левую руку за спину, локтем правой опирался на плечо женщины. Такие двухфигурные группы известны: есть вариант с сидящим Асклепием, которому Гигиейя кладет руку на плечо2, или со стоящими богами в такой же схеме3, но вариант с Асклепием, обнимающим богиню, неизвестен.

Оба божества охарактеризованы весьма своеобразно, с довольно крепкими, четко обрисованными формами. На Гигиейе тонкий безрукавный хитон, подпоясанный под грудью и в частых гофрированных складках, и наброшенный сверху тяжелый плащ с объемным отворотом ниже пояса. Бог облачен в гиматий, обнажающий грудь и скрывающий левую руку; тяжелый косой отворот ниспадает к левой ноге, у которой стоят свитки папирусов. Он бородат, увенчанные повязкой волосы расчесаны на прямой пробор и ниспадают на шею пышными, несколько небрежно идущими прядями. Лицо – обычного типа; так изображали в эллинизме и Зевса, и Посейдона, но все формы не столь изысканны4, как у верховных богов, ведь Асклепий – смертный. Он умел воскрешать умерших, но когда уже было вернул к жизни сына Тесея Ипполита, оклеветанного мачехой Федрой, разгневанный Зевс убил его самого5: никто не смел нарушать равновесие между мирами живых и мертвых.

У ног Гигиейи помещен сидящий на скалистом уступе ребенок, спящий со сложенными на одном колене руками. Его обнаженность и прическа с идущей по темени косой навели ученых на мысль, что это Эрот, тем более что сохранились следы крыльев. Однако сын Афродиты никак не связан с богами здоровья в греческих мифах. Второй вариант – Телесфорос («Дарующий совершенство»), часто сопровождающий богов-целителей6. Но данный персонаж предстает обычно бескрылым, в длинном плаще с капюшоном, часто скрывающим руки7. Скорее в группе показан эрот-Гипнос (Сон)8, сын Ночи, – Асклепий лечил болящих во сне инкубацией9. Во всяком случае, спящий маленький мальчик – типичная для иконографии IV в. до н.э. фигура10 – символизирует переход от небытия к бытию: он как эмбрион, еще не готовая к жизни душа.

Памятник явно воспроизводит некий монументальный образец – с большой долей вероятности, представляет центральную часть группы, изображавшей Асклепия и его семью, над которой, по сообщению Герода11, трудились на о. Кос отправившиеся туда из Афин сыновья Праксителя Тимарх и Кефисодот Младший12. Отсюда аттический стиль оригинала. Известны реплики каждой из этих фигур13, но группа как таковая близких аналогий не имеет.

Л.И. Акимова


________________

1 Ср. LIMC IV, 1992, Hygieia 40, 69, 81 и др.

2 LIMC IV, 1992, Hygieia 22, p. 557 (небольшая группа, Музеи Ватикана, 571).

3 Гигиейя – справа, а не слева от зрителя, оба держат обвитые змеями жезлы: LIMC IV, 1992, Hygieia 45, p. 559 (небольшая группа из Палаццо Барберини в Риме). Cp. колоссальную группу римского времени из Палаццо Реале в Турине, где Гигиейя кладет на плечо Асклепию руку жестом, аналогичным нашему: Hygieia 128, p. 563 (=Asklepios 119).

4 Тип лица Асклепия, с треугольным лбом и спадающими на плечи волосами, напоминает ряд изображений бога: LIMC VII, 1994, Asklepios 354 (терракотовая голова в музее Делоса, inv. А 3391); 355 (статуэтка из Эпидавра в Афинах), 370 (cтатуэтка из Музея изящных искусств в Бостоне, inv. 7484) и другие.

5 Apollod. III. 10, 3–4.

6 Hausmann, 1954/1955. S. 128, Anm. 5; См. также прим. 40.

7 Wroth, 1883. P. 283–300; Egger, 1948. S. 90f.; LIMC VII, 1994, Telesphoros 1f. (H. Rühfel). P. 870–878.

8 Ср. аналогичную фигуру при Гигиейе в статуе из Музея Пола Гетти в Малибу: LIMC II, 1986, Hygieia 127 (=Hypnos/Somnus 149).

9 Incubatio (Pley) // RE IX, 1916. Sp. 1256; cм.: Artemidor. Oneircr. I. 2. p. 5 Her.; Macrob. Scip. I. 3. 2. По-гречески инкубация именовалась: χρηματισμός, cм. также: Asklepios (Thraemer) // RE II, 1896. Sp. 1686–1690; Aristoph. Wesp.1222; Ael. N.a. IX. 33; Paus. X. 10. 2; X. 32. 8.

10 Акимова, 2007 (2). С. 366. Ср. LIMC VIII, 1997, Hypnos 9.

11 Herondas XIV. 1 sq.

12 Heiderich, 1966. S. 58f.; Bol, 1975. S. 69, Аnm. 14; Hausmann, 1954/1955. S. 128, Аnm. 5.

13 Фигура Асклепия ближе других к статуе с утраченной головой из музея Эшмола в Оксфорде (Michaelis, 1882. P. 551–552; LIMC II, 1984, Asklepios 139 [B. Holtzmann]), что первым отметил У. Хаусманн (Hausmann, 1954/1955. S. 128, Beil. 50,2). Однако очень резко выраженная серия углов на плаще, плотный отворот на талии и еще ряд деталей остаются уникальными чертами московской фигуры. Близких аналогий более традиционной фигуре Гигиейи тоже нет – касательно пропорций, типа одеяния, союза с богом, хотя П. Бол, например, считает ее вариантом фигуры из Нью-Йорка (Bol, 1975. S. 69).

Сайты Музея