152. ПОРТРЕТ ТРАЯНА

Инв. II 1a 837

Боспор. Начало II в.

Мрамор белый крупнозернистый

В. 37; Ш. 19; Т. 20

Показать сохранность, происхождение, литературу
Сохранность:

частично утрачен нос, значительный скол на подбородке, повреждена правая половина лица; первоначальная поверхность со слабой полировкой сохранилась на левой части лица

Происхождение:

с 1945 – ГМИИ (поступил из Алупкинского дворца-музея, Крым)

Литература:

Сидорова, 1963 (2). C. 15–16; Соколов, 1965. Ил. 38; Fink, 1966. S. 187–191, Abb. 1 (фас), 2 (реверс); Бритова, Лосева, Сидорова, 1975. С. 49, ил. 75; Античная скульптура, 1987. C. 105, № 64

Портреты правителей широко изготовлялись по всей империи, с рядом местных особенностей, но всегда узнаваемые и ориентирующиеся на тот или иной главный тип. Траян (98–117 н.э.), первый император, рожденный вне Рима, – он был выходцем из Испании, оказался самым успешным правителем Вечного города; при нем Римская империя достигла широчайших границ. Сами римляне почитали его лучшим своим императором, и писатель Плиний Младший посвятил ему известный панегирик.

Его портретная голова, происходящая из Алупки, очевидно, была найдена в Крыму. Она представляет мужчину зрелого возраста с энергичным, значительным лицом. В противовес живописным излишествам Флавиев Траян вернул суровую республиканскую моду, в том числе и ношение челок. Прямые пряди падают на высокий лоб, жестко обозначены складки по сторонам рта и на переносице. Сохранилось много портретов Траяна, и на всех них он выглядит организатором, полководцем, человеком, способным успешно руководить огромной армией, но при этом без надменности и ложного величия. Таков он и здесь. Особенно близкие аналогии имеются среди портретов Траяна первого десятилетия его правления1. Судя по округлому обрезу шеи снизу и остаткам валика (края одежды) на волосах, голова предназначалась для вставления в отдельно исполненную статую тогатуса, совершающего возлияние богам2.

Боспорское происхождение головы вытекает из того обстоятельства, что она высечена из обломка монументальной задрапированной статуи (фрагмент обтянутого тканью колена?). На Боспоре своего мрамора не было, и скульптор предпочел простому местному известняку его фрагментарный обломок. Это редкий, если не единственный в своем роде феномен3 при изготовлении портретов римских правителей. К периферийным – боспорским – чертам можно причислить и трактовку шеи, достаточно «деревянной» и пройденной, вместо рельефных форм, серией резких гравированных линий.

Л.И. Акимова

Н.А. Сидорова


________________

1 Наиболее близкие аналогии – портреты Траяна во Франкфурте-на-Майне (Gross, 1940. N 7, Taf. 8a), в музеях Ватикана (Ibid., N 12. Taf. 10a), в палаццо Корсини во Флоренции (Ibid., N 15. Taf. 12a).

2 О том, что при создании широко распространенных в римской портретной скульптуре статуй тогатусов, совершающих возлияние, голова, покрытая краем тоги (типа статуи императора Августа в Национальном музее в Риме), иногда исполнялась отдельно от фигуры, свидетельствует скульптура в Копенгагене (Poulsen I, 1974. N 111, p. 131–132, pl. CLXXXXVI).

3 Haynes, 1953. P. 138–139; Fink, 1966. S. 187f.

Сайты Музея