149. РЕЛЬЕФНЫЙ СОСУД-ОЙНОФОР
Инв. НС-309
Остров Книд, Греция. II – первая половина III в.
Глина желтовато-розовая пористая; красноватый лак
В. 17,4; Ø венчика 6
небольшие сколы и потертости поверхности
с 1947 – ГМИИ (найден при раскопках ГМИИ некрополя Неаполя Скифского, г. Симферополь)
Бабенчиков, 1949. C. 111, рис. 117; Шульц, 1949. С. 63–64, рис. 27; Ваулина, 1959. C. 72–83, рис. 1; Rohde, 1962. S. 54–61, Abb. 9
Ойнофоры – особый вид керамических сосудов, украшенных рельефным декором. Такие вазы соединялись из двух половинок, оттиснутых в формах, и покрывались красным лаком. Свое название они получили по надписи «ΟΙΝΟΦΟΡΟΣ» («несущий вино»), выдавленной на донце одного из них1. Подобные сосуды немногочисленны, по стилистическим признакам и техническим особенностям они относятся к керамике, производимой на острове Книд, который в римскую эпоху был одним из центров греческого художественного ремесла. Ойнофоры бывают различных форм, среди них встречаются округлые пелики, уплощенные фляги, стройные амфоры, лагиносы с рельефно украшенным туловом, ойнохои, кружки и фигурные сосуды. Не менее разнообразны и сюжеты их рельефного декора, обычно с изображением божеств античного пантеона.
Массовое производство книдской керамики продолжалось на протяжении 150 лет: с конца I до начала III в. Продукция этих керамических мастерских была широко распространена в городах Средиземноморья. Особым разнообразием отличаются ойнофоры, найденные в Малой Азии, Египте, Фракии и Северном Причерноморье2.
Ойнофор из раскопок Неаполя Скифского является одним из ярких примеров этой группы ваз. По форме он относится к типу пелик, с округлым туловом, коническим основанием, прямым вертикальным венчиком и двумя небольшими ручками с косыми насечками, имитирующими витой орнамент. На обеих сторонах выполнены в высоком рельефе изображения: на одной – обнаженный Эрот, стоящий на невысокой подставке; его плащ перекинут за спину, в правой руке он держит флейту-сирингу, в левой – рог изобилия, у ног – опущенный факел. Фигура Эрота дана на фоне виноградной лозы с крупными гроздьями винограда. На противоположной стороне – стоящий на невысокой подставке обнаженный Гермес в застегнутом на груди плаще, с кадуцеем в левой руке и денежным кошелем – в правой. Изображение также помещено на фоне виноградной лозы с крупными гроздьями винограда. Фигуры Эрота и Гермеса переданы обобщенно, с элементами схематизма и стилизации, в некоторых местах небрежно, после оттиска рельефа они были дополнительно обработаны стекой. Сосуд покрыт неровным слоем жидкого красноватого лака.
В Государственных музеях Берлина и в музее о. Делос хранятся сосуды, оттиснутые в той же форме, что и московский ойнофор3. Отличия видны лишь в деталях, поскольку рельефы были дополнительно проработаны после формовки. Этот факт подтверждает широкое распространение изделий, изготовленных в одной книдской керамической мастерской; одна из ваз была найдена на о. Делос, другая – в Малой Азии, третья – в некрополе Неаполя Скифского.
Необходимо отметить, что ойнофоры, как и московский сосуд, часто происходят из некрополей. У нас нет достаточных оснований считать их исключительно погребальными4. Однако изображенные герои – Эрот с факелом, Гермес, а также Диоскуры, Дионис с менадами и сатирами, горгонейон встречаются на римских саркофагах этого времени. Гермес в декоре московского ойнофора выступает проводником душ в загробный мир, как и играющий на плачущей сиринге Эрот, несущий угасающий факел. Это еще одно подтверждение глубокой вовлеченности жителей Боспора в общую культурную среду Античного мира.
О.Ю. Самар
С.И. Финогенова
________________
1 CVA Baltimore 3, 1938. Pl. XXXIX; Robinson, 1909. P. 30–38.
2 Salomonson, 1979. S. 123–124.
3 См.: Hausmann, 1956. Taf. 64; Hausmann, 1954/1955. S. 126–139. Taf. 43–49.
4 Salomonson, 1979. S. 125.