144. ГОЛОВА СТАТУИ ВОИНА – «СИНД»

Инв. Ф-940

Боспор. Вторая половина IV в. до н.э.

Известняк

В. 26; Ш. 19; Т. 23

Показать сохранность, происхождение, литературу
Сохранность:

нос утрачен, крупная выбоина на тыльной части головного убора; шея имеет ровный обрез по краю; на головном уборе сохранились следы красной краски; многочисленные мелкие сколы по поверхности

Происхождение:

с 1959 – ГМИИ (случайная находка в пос. Сенной, Краснодарский край)

Литература:

Кобылина, 1962. С. 209; Сокольский, 1966. С. 245 сл.; Кобылина, 1972. С. 9, табл. XI; Коровина, 1987. С. 100, ил. 1; Соколов, 1999. С. 162, ил. 162

Сохранилась голова бородатого мужчины в мягком остроконечном головном уборе типа башлыка. Лицо с высокими скулами обрамлено кудрявыми волосами. По нижней границе их, на лбу, в рельефе показана полоса – возможно, удерживающий прическу ремешок.

Памятник относится к статуям-полуфигурам – своеобразной группе в греческой скульптуре Боспора, где фигуры даны в три четверти роста или поколенно. Изображения неоднородны по форме: они то более похожи на портретные бюсты, то приближаются к такому виду варварского изваяния, как «скифская баба» у кочевников, в большинстве своем представлявших воинов-номадов. Функционально эти полуфигуры предназначены служить памятниками, надгробиями.

Голова выполнена в так называемом боспорском стиле, сложившемся в искусстве греческого сообщества Боспора. Как направление он лишен стилистической однородности, что отразилось в манере исполнения изваяния, в котором отмечено соединение классических и архаизирующих черт, сочетающихся с индивидуальной трактовкой изображенного. Характер обработки камня, сопоставимый с обработкой рельефа со сценой сражения (уплощенная поверхность, но мягкие переходы в моделировке ее частей), также можно назвать архаическим. Лицо к тому же построено несколько «фасадно» – так в архаическое время изображали куросов и кор. Глаза исполнены в классической манере: они имеют вытянутую к наружному краю форму, плавных очертаний веки, выпуклое глазное яблоко. Некоторая архаизация очевидна в передаче волос колечками (хотя они показаны несколько смазанно), что противоречит обобщенной, «гравировальной» трактовке бороды. В отличие от волос борода изображена вертикальными волнами, линии ее жестки и графичны, будто процарапаны. На основании этих наблюдений можно сделать предположение о вероятном соединении в одной работе усилий разных мастеров. Один из них мог работать как «личник», оформляя наиболее ответственные части изваяния (иначе столь резкий контраст в трактовке форм и моделировке поверхности трудно объяснить), другой мастер, не обладавший такой подготовкой, исполнял остальное.

Тип головного убора, изображенного здесь, явно «степной», негреческий. Это мягкая шапка без боковых лопастей, каковую можно встретить и на других боспорских полуфигурах, и в изображениях скифских царей – Скилура и Палака. Именно по имени одного из соседствующих с Боспором и в определенный момент вошедших в его состав варварских племен этот воин был назван Синдом.

Е.А. Савостина

Сайты Музея