141. ГОЛОВА БОГИНИ ИЗ ПАНТИКАПЕЯ

Инв. М арх-1526

Пантикапей. Ок. середины IV в. до н.э.

Мрамор белый мелкозернистый, островной

В. 44,5; Ш. 25; Т. 28, 5

Показать сохранность, происхождение, литературу
Сохранность:

сколы на носу и по краям шеи, локальные загрязнения поверхности

Происхождение:

с 1989 – ГМИИ (найдена при раскопках ГМИИ в Пантикапее, г. Керчь)

Литература:

Толстиков, 2000. С. 302–339

Эта поистине уникальная находка – голова женского божества – была сделана в ходе раскопок Боспорской экспедиции 1989 года при исследовании 12-метрового колодца в центре главного здания басилеи. Она выполнена из белого мелкозернистого мрамора, привезенного в Пантикапей с одного из островов Эгейского моря, вероятно Пароса. Размеры головы свидетельствуют о том, что акролитная1 статуя значительно превосходила человеческий рост и могла достигать 2,5 м.

Подлинник был создан ок. середины IV в. до н.э. мастером, вероятно, приглашенным в столицу Боспорского царства из метрополии. На это указывает ряд признаков: общая монументальность изображения при обобщенности, лаконичности в передаче деталей – глаз, щек, губ, подбородка; рисунок слегка выступающих надбровий с четко намеченными дугами бровей, а также трактовка глазных век. Мягко очерченные губы чуть приоткрыты, их уголки акцентированы небольшими высверленными углублениями. Такой прием усиливает игру светотени, повышая выразительность этого элемента, столь важного в изображении лица.

Голову поддерживает массивная, напоминающая ствол колонны шея. Над висками, непосредственно по слабо моделированным прядям прически, расположены в один-два ряда высверленные отверстия диаметром около 10 мм и глубиной до 25 мм. Большая их часть на момент находки оказалась заполнена специальными вкладышами, вытесанными также из белого мрамора и укрепленными в отверстиях на белом цемянковом растворе.

Верхняя часть головы обработана черновой отеской по всей поверхности и, что совершенно очевидно, не предназначалась для обзора. Более того, в нее впущена массивная железная скрепа, залитая свинцовой «рубашкой», служившей для предотвращения коррозии крепежного элемента и повреждения мрамора скульптуры. Чисто визуально объем верхней части головы не соответствует пропорциям лица и шеи. Все свидетельствует о том, что скульптура на каком-то этапе подверглась существенной переделке.

Археологический контекст находки позволяет заключить, что статуя и сам дворец, в котором она была установлена, пострадали от землетрясения во второй четверти III в. до н.э.

Какому божеству был посвящен памятник, сказать трудно. Очевидно лишь, что первоначально голову богини венчал убор в виде венка или диадемы из металла, крепившийся с помощью свинцовых стержней, впущенных в специальные отверстия, просверленные по боковым сторонам2. По-видимому, сначала изображения ушей отсутствовали, будучи прикрыты прядями прически или элементами венка.

После катастрофы, при ремонте дворца и стоявшей в нем статуи, металлический убор был заменен массивным каменным шлемом, крепившимся с помощью железной скрепы, для чего верхняя часть головы была значительно уменьшена. Поскольку шлем позволял частично видеть уши, их изображения были прикреплены с помощью цемянкового раствора. С этого момента скульптура стала богиней Афиной – покровительницей царского дома Спартокидов. Переделка статуи могла быть осуществлена в ходе восстановительных работ во дворце ок. середины III в. до н.э., в царствование Левкона II, на монетах которого впервые в боспорской нумизматике появляется изображение воительницы.

В ходе трагических событий конца II – 60-х годов I в. до н.э., связанных с дворцовым переворотом Савмака, убийством последнего царя из династии Спартокидов Перисада V, включением Боспорского царства в состав державы Митридата VI Евпатора, центральное здание басилеи было разрушено. Скульптурное изображение Афины оказалось разбито, и его голова вместе с обломками архитектурных деталей и черепичным боем сброшена в колодец. Именно это обстоятельство сохранило для нас уникальный образец скульптуры.

В.П. Толстиков


________________

1 Акролитная скульптура – статуарное изображение, элементы которого выполнены из отдельных кусков камня, в том числе и имеющих различный цвет. Например, голова, руки и ступни ног статуи вырезаны из светлого мрамора, одеяние – из темного или пестрого сорта камня, а затем эти детали смонтированы с использованием металлических скреп.

2 Аналогичные крепежные отверстия с сохранившимися в них остатками свинцовых штырьков имеются в другом скульптурном фрагменте, найденном в 1949 году при раскопках Боспорской экспедиции на горе Митридат (раскоп Верхний Митридатский) и хранящемся в ГМИИ (инв. М-408).

Сайты Музея