139. КЕРАМИЧЕСКАЯ ВАННА С РЕЛЬЕФНЫМ ДЕКОРОМ

Инв. М арх-1701

Малая Азия. 500–490 до н.э.

Глина, водоотталкивающее покрытие (ангоб) бордового цвета; орнаментация выполнена оттисками штампов-матриц

В. 90; Ш. 95

Показать сохранность, происхождение, литературу
Сохранность:

торцевая часть ванны реставрирована из 60 обломков; дополнения выполнены из обожженной глины; сколы, утраты, трещины

Происхождение:

с 1986 – ГМИИ (фрагменты ванны найдены при раскопках ГМИИ в 1985–1986 гг. на горе Митридат, г. Керчь)

Литература:

Толстиков, 2001. С. 395–396

В 1985–1986 годах в ходе раскопок Боспорской экспедиции Музея наряду с целым комплексом находок были обнаружены и фрагменты некоего крупного керамического изделия. Предварительные исследования позволили заключить, что речь идет о ванне. Находка сделана в здании, входившем в единый архитектурный ансамбль, сооруженный в центральной части Пантикапея между 510 и 490 до н.э. Главным зданием этого ансамбля служил толос – круглая в плане постройка очень редкого типа для этого периода истории Греции. Архитектурный ансамбль с толосом представлял собой общественный и религиозный центр формирующегося древнегреческого полиса Пантикапея. В таком контексте находка здесь фрагментов керамической ванны представляла особый интерес.

Изучение античных коллекций крупнейших музеев мира и научной литературы показало, что обнаружен поистине уникальный, не имеющий прямых аналогий древний предмет, поверхность которого украшена рельефными фризами, причем наряду с растительным орнаментом на ванне представлен и сюжетный фриз: состязание биг – колесниц, запряженных парой коней. Наличие такого декора указывает на то, что пантикапейская ванна не предназначалась для заглубления ее ниже уровня пола, как это было принято для обычных древнегреческих ванн, а возвышалась над ним, рассчитанная на круговой обзор. Очевидно, что ее функциональное назначение было совершенно особым: ванна могла служить для священных омовений жрецов или магистратов.

Особого рассмотрения заслуживает сюжет главного фриза – колесничные ристания. В греческом искусстве еще с микенской эпохи лошадь и колесница относились к символам аристократического статуса. В античный период, вероятно, уже к началу VII в. до н.э., конные состязания выделяются из круга заупокойных обрядовых действий и, как сообщает предание, в 680 до н.э. впервые вводятся в программу олимпийских состязаний1.

В Элладе гонки колесниц считались наиболее благородным видом спорта и были доступны преимущественно представителям знатных и богатых родов, поскольку требовали исключительных затрат.

В связи с этим изображение колесничных ристаний на пантикапейской ванне приобретает особый смысл. Известно, что с 480 по 438 до н.э. власть в Пантикапее принадлежала знатному роду Археанактидов, ведущему свое происхождение из Милета. Не исключено, что и до них ключевые жреческие и административные посты в Пантикапейском полисе занимали представители аристократических, прежде всего милетских, родов, которые в соответствии со своими вкусами могли заказывать и специальный инвентарь для общественно-административного и сакрального центра на акрополе города, где они отправляли свои должности. Данное керамическое изделие, выполненное по индивидуальному заказу в одной из мастерских Малой Азии, предназначалось не для обычных бытовых санитарных нужд, но должно было использоваться для общественных или сакральных целей.

Некоторые параллели элементам декора фиксируются в архитектурных терракотах из Ларисы на Гермосе, датируемых рубежом VI–V вв. до н.э.2. Схема изображения фриза с лесбийским киматием, пальметтами и бутонами лотоса довольно близка, например, декору архитектурных фризов, украшавших сокровищницы в Дельфах, а также схеме антемия архаического периода с острова Фазос3.

Четверть столетия обломки уникальной ванны ждали своего часа в запасниках Музея, прежде всего потому, что отсутствовала возможность создания ее достоверной модели – основы натурной реставрации. Лишь в 2009 году благодаря достижениям цифровых технологий были успешно апробированы программы 3D-моделирования объектов (А.В. Гарибальди) с использованием высокоточного лазерного сканирования (В.П. Кулеш). Это позволило реставратору высшей категории В.И. Черёмхину соединить имеющиеся обломки ванны и выполнить реконструкцию значительной ее части.

В.П. Толстиков


________________

1 Paus. V. 8. 7.

2 Åkerstrom, 1966. S. 45–63. Gruppe 2. Taf. 19, 21,1; Gruppe 3. Taf. 22–24, 25, 1, 2, 4.

3 Courtils, 1997. P. 489–552 (представлена схема эволюции киматия). Courtils, 1983. P. 138.

Сайты Музея