1. БОЛЬШАЯ ДИАДЕМА С ПОДВЕСКАМИ

Инв. Аар 9

Троя. Слой IIg. Клад А. 2400–2200 до н.э.

Золото листовое; ковка, тиснение

Дл. 50,8; Ш. 26 (в налобной части); Дл. вертикальных длинных цепочек до нижних горизонтальных планок 27,3

Показать сохранность, происхождение, литературу
Сохранность:

небольшие утраты на подвесках-идолах; одна подвеска-идол утрачена; помятости, потемнение цепочек

Происхождение:

1873 – из раскопок Г. Шлимана на холме Гиссарлык, Турция; до 1945 – Музей древнейшей и ранней истории, Берлин (inv. А 5875); с 1945 – ГМИИ

Литература:

Schmidt, 1902. S. 232; Сокровища Трои, 1996. С. 39, № 10; С. 198–200

Большая диадема из клада А, названного Генрихом Шлиманом «Сокровище Приама», принадлежит к числу наиболее известных его троянских находок. За долгие годы раскопок в Трое и на относящихся к тому же периоду, то есть синхронных, поселениях Анатолии и бассейна Эгейского моря ничего подобного этому шедевру уже не было найдено ни самим первооткрывателем Трои, ни позднее другими археологами. Решающую роль во всемирной популярности диадемы сыграло и то обстоятельство, что в «Атласе троянских древностей» (Atlas trojanischer Alterthümer. Leipzig, 1874) Шлиман поместил фотографию молодой красавицы-жены, гречанки Софии, увенчанной ею (рис. 1). Фотография, воспроизведенная сотни раз в различных изданиях, стала своего рода визитной карточкой троянской коллекции Шлимана.

Большая диадема, уникальный памятник древнего ювелирного искусства, датируется, как и большинство предметов из найденных Шлиманом 19 троянских кладов, периодом Троя IIg (2400–2200 до н.э.), то есть относится к эпохе ранней бронзы.

Она представляет собой сложную конструкцию: к основе – горизонтальной цепи – крепятся 90 вертикальных цепочек. По краям основы расположены по восемь более длинных вертикальных рядов из золотых чешуек. Всего в этом украшении использовано 12 271 колечко-звено, собранное в цепочки с прикрепленными к ним 4066 чешуйками. В налобной части диадемы нижние концы более коротких цепочек оформлены подвесками в форме двух соединенных зубцов, расходящихся книзу, с нанесенными на них продольными ребрами. Концы симметрично свисающих длинных боковых цепочек первоначально украшали 16 антропоморфных подвесок-идолов, по восемь с каждой стороны (сохранилось 14 этих фигурок: шесть на правой и восемь на левой стороне). Подвески имеют форму сложных геометрических фигур, образованных в верхней части равносторонним треугольником со скругленной вершиной, в нижней – расширяющейся книзу трапецией. Боковые грани верхнего элемента фигуры обрамлены точечным рельефным орнаментом. Три тройных ряда горизонтального точечного орнамента делят фигуру на три поля. В центре верхнего и среднего полей расположено по одной выпуклой точке, в нижнем поле – горизонтальный ряд из трех таких точек. Вес диадемы – 193,47 г.

Типологически подвески-идолы на диадемах и серьгах имеют сходство с целым рядом подобных элементов, происходящих из других пунктов, расположенных как в самой Троаде, так и на о. Лемнос (Полиохни). Кроме того, определенное сходство с этими подвесками обнаруживают плоские глиняные фигурки идолов, найденные на памятниках культуры Кукутени в Молдове. Близки этим подвескам также небольшие плоские мраморные идолы, обнаруженные в раскопках на поселениях ранней бронзы в Анатолии.

Все чешуйки и подвески, украшающие диадему, вырезаны из листового золота без использования штампов и потому несколько отличаются друг от друга, что придает этому произведению торевтики неповторимое своеобразие.

Весьма любопытна конструкция крепления длинных боковых цепочек диадемы. Их вертикальные ряды фиксируются с помощью специальных, прикрепленных горизонтально планочек с рядами отверстий. Такая система, напоминающая ванты такелажа парусного судна, не позволяет вертикально свисающим цепочкам перепутываться между собой, обеспечивая удобство ношения этого сложного убора.

В научной литературе высказывалось несколько гипотез относительно использования Большой диадемы. Особую точку зрения имел немецкий реставратор В. Кукенбург, выполнивший ее реплику. Он предполагал, что это изделие служило не диадемой, но пекторалью – нагрудным украшением.

Вероятно, она входила в комплект погребальных украшений; либо могла служить украшением культовой фигуры-ксоана, или, наконец, являлась головным убором царицы или жрицы. На наш взгляд, наиболее близким к истине является последнее предположение. Тщательное изучение тыльной стороны диадемы при значительном увеличении показало, что внутренние плоскости ее элементов имеют характерные потертости и микроцарапины, возникающие обычно при соприкосновении с прилегающей поверхностью. Весьма вероятно, что этот драгоценный убор наряду с другими ювелирными изделиями, содержавшимися в кладе А, использовался при торжественных церемониях, подчеркивая статус его владелицы, символизируя принадлежность к царскому роду или высшему жреческому сословию. При этом диадема, скорее всего, надевалась не на прическу непосредственно, но крепилась на специальный головной убор.

В.П. Толстиков

Сайты Музея