66. КРАСНОФИГУРНАЯ ПЕЛИКА С ИЗОБРАЖЕНИЕМ АМАЗОНОМАХИИ

Инв. II 1б 543

Аттика, Греция. Ок. середины IV в. до н.э. (?)

Глина светлая оранжево-бежевая, черный тусклый лак, белая краска

В. 31,9; Ø тулова 19,6

Показать сохранность, происхождение, литературу
Сохранность:

сколы, царапины, потертость поверхности, утраты белой краски

Происхождение:

г. Керчь или его окрестности (?); до 1900 – собрание П.В. Синицына; с 1900 – ГМИИ

Литература:

Тугушева, 2001. С. 216–229; CVA Pushkin Museum 4, 2001. Pl. 4

Среди тем и сюжетов, распространенных в аттической вазописи IV в. до н.э., важное место занимают сцены амазономахии – сражения греков и амазонок, бесстрашных женщин-воительниц. Особенно часто подобные композиции украшают пелики. Большая часть этих ваз была найдена при раскопках на Боспоре, прежде всего в Керчи. Вот почему за ними укрепилось название «керченских» или «боспорских». Общая схема росписи едина для всех ваз. На лицевой стороне изображена сцена битвы, на обороте – фигуры двух или трех юношей, закутанных в гиматии. Фигурная роспись дополнена орнаментальной – полосы ов на венчике, шейке, а также под росписями; под ручками композиция из веерных пальметт. На большинстве пелик сцена битвы повторяется с минимальными вариациями. Но иногда встречаются уникальные композиции. К таким относится роспись большой московской пелики со сценой амазономахии.

На лицевой стороне изображены две амазонки и греческий воин. В центре композиции лошадь, упавшая на колени. Сидящая на ней амазонка оборачивается назад; подняв руку, окутанную плащом, она надеется защититься от удара грека-всадника. Воин, едва удерживающийся на лошади, вставшей на дыбы, занес меч для удара. Его пытается остановить вторая амазонка, пешая, фигура которой, полускрытая головой лошади, занимает левую часть композиции.

Роспись пострадала от времени, в частности утрачена белая краска на фигурах лошадей. Но благодаря этому стал виден предварительный рисунок, нанесенный чуть вдавленными линиями, – мускулатура коней, их гривы, узда. Изображая детали фигур – черты лиц, волосы, орнаменты и складки одежд, вазописец активно использует лак различной густоты. Оттенки его варьируются от темно-коричневого до золотисто-желтого, полупрозрачного. В то же время плотная чернолаковая линия почти не встречается.

Композиция лицевой стороны московской пелики аналогий среди известных вазовых росписей не имеет. А вот в греческой скульптуре этого времени мы находим целый ряд параллелей. Самая близкая – на знаменитом Саркофаге Александра, хранящемся в Стамбуле; среди прочих фигур здесь есть группа, напоминающая нашу, – всадник на вставшей на дыбы лошади атакует противника, раненый конь которого упал на передние ноги1.

Роспись оборотной стороны вазы более традиционна – трое юношей в плащах, между вторым и третьим, обращенными лицом друг к другу, узкая высокая стела. У всех очень маленькие головы, а сами фигуры, закутанные в широкие плащи, по контрасту кажутся особенно массивными и бесформенными. Это ощущение усиливает рисунок складок – переданные группами длинных тонких линий и мазками лака, своим расположением они уподобляются схематичному рисунку, делающему эти изображения условными и безжизненными.

О.В. Тугушева


________________

1 Stewart II, 1990. Fig. 592.

Сайты Музея