57. КРАСНОФИГУРНЫЙ СКИФОС С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ДИОНИСА И СИЛЕНА

Инв. II 1б 600

Аттика, Греция. Ок. 460 до н.э. Мастер Льюис

Глина, черный лак, белая краска

В. 18,3; Ø устья 21,7; Ø основания 13,8

Показать сохранность, происхождение, литературу
Сохранность:

склеен из фрагментов, на стороне Б вместо утраченной части вставлен фрагмент другого, более позднего сосуда; небольшие сбои, потертость поверхности

Происхождение:

из Нолы; 1868 – Кабинет изящных искусств и древностей Московского университета (приобретен при участии д-ра В. Гельбига в Неаполе у Бароне); с 1912 – ГМИИ

Литература:

Шварц, 1890. С. 17, № 15; Блаватский, 1930. С. 47–49, рис. 4, 5; Simon, 1963. S. 6–22. Taf. 1–74; Lossewa, 1967. S. 481, Taf. 46 (2); Trendall, 1983. 50, no. C 96; Античная расписная керамика, 1985. № 40 (79–80); CVA Pushkin Museum 4, 2001. Pl. 39; CVA Pushkin Museum 3, 1997. Pl. 15, 4

Большой скифос украшен фигурами Диониса и силена на одной стороне и силена и женщины – на другой. Дионис закутан в широкий тяжелый плащ, под которым тонкий, в частых складках, хитон. Опираясь левой рукой на тирс, он оборачивается назад, к стоящему за ним силену. Последний несет на голове стул, придерживая его одной рукой, в другой руке у него канфар. Бегущий силен на стороне Б оглядывается назад, на идущую за ним женщину в пышных одеждах и с факелом в руках. Верхняя часть ее фигуры не сохранилась и была заменена, довольно удачно, фрагментом другой вазы, также с изображением верхней части женской фигуры.

В тонком и четком рисунке лицевой стороны вазы преобладают длинные линии блестящего черного лака, дополненные короткими легкими штрихами в складках тонкого хитона и широкими мазками и пятнами матового лака на волосах и бородах персонажей. Силен и Дионис, показанные в непринужденных, естественных позах, исполнены выразительно и живо. В то же время другой силен, на обороте сосуда, написан более бегло, фигура его кажется скованной, а рисунок мускулатуры груди и живота – несколько схематичным.

Вазописец, расписавший московский скифос, получил условное имя – мастер Льюис – по вазе, хранившейся в частной коллекции Льюис в Кембридже. Он работал во второй четверти V в. до н.э. и всем остальным формам ваз предпочитал скифосы. Подобная специализация вазописцев на определенных типах сосудов получает распространение как раз в это время. Многие скифосы мастера Льюис украшены сценами, близкими московской, – Дионис в сопровождении силенов и менад. Повторяются и такие характерные детали, как две длинные пряди волос, падающие на плечо у мужских фигур, тяжелые плащи, накинутые поверх тонких складчатых хитонов, стул с полосатой подушкой, а также сложная композиция из веерных пальметт с завитками и бутонами под ручками сосудов.

У мастера Льюис есть и другое имя – Полигнот II. Авторская подпись «Полигнот расписал» сохранилась на одном фрагменте и на целой вазе, по манере росписи идентичных работам, приписываемым мастеру Льюис. Поскольку имя Полигнота, также известное по надписям на вазах, обычно ассоциируется с другим вазописцем, работавшим в третьей четверти V в.до н.э., вазописца Полигнота II предпочитают называть его старым, условным именем – мастер Льюис.

Вклеенный фрагмент на оборотной стороне московского скифоса относится к более позднему времени – 370–360 до н.э. и представляет собой часть стенки скифоса, но не аттического, а южноиталийского. Характер уверенного рисунка, трактовка прически, тип хитона с длинным, падающим широкими свободными складками отворотом, украшенным каймой, указывают на работу луканского мастера, получившего имя мастера Креусы1.

О.В. Тугушева


________________

1 Trendall, 1967. P. 83–95.

Сайты Музея