45. КРЫШКА ЧЕРНОФИГУРНОЙ АМФОРЫ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ БИТВЫ

Инв. II 1б 71

Аттика, Греция. 540–530 до н.э. Круг вазописца Экcекия (?)

Глина, черный лак, белая краска, пурпур

В. 8,5; Ø 20

Показать сохранность, происхождение, литературу
Сохранность:

склеена из фрагментов с небольшими утратами, догипсованными и тонированными, мелкие сбои, потертости

Происхождение:

1868 – найдена при раскопках в Тосканелле; 1869 – Кабинет изящных искусств и древностей Московского университета (приобретена при участии д-ра В. Гельбига в Неаполе у Бароне); с 1912 – ГМИИ

Литература:

Шварц, 1890. С. 9–10, № 2; Blawatski, 1927 (2). S. 311, N 7, Abb. 9; Античная расписная керамика, 1985. № 20 (35–36); CVA Pushkin Museum 1, 1996. Pl. 8

Среди чернофигурных амфор второй половины VI в. до н.э. есть один особый вариант формы – с широким туловом и плоскими плечиками, четко отделенными от горла. Эти амфоры, как правило, имели крышку, украшенную орнаментальной или фигурной росписью1. Именно такой амфоре могла принадлежать крышка из собрания Музея. Центральная ее часть занята фризом, в котором изображена сцена битвы гоплитов – тяжеловооруженных воинов. У каждого шлем, панцирь, надетый поверх короткого хитона, поножи, а также щит и копье. Фриз включает две большие группы персонажей, разделенные колесницами, в каждую впряжена четверка лошадей, которой управляет возница в длинном черном хитоне. Одна группа образована тремя парами сражающихся, другая – четырьмя воинами, бьющимися над телом павшего героя. Фигуры расположены очень плотно, нередко касаясь и даже перекрывая друг друга. Рисунок быстрый и уверенный, детали переданы гравировкой, белой краской (хитоны и фигура одной из лошадей в квадриге) и пурпуром (волосы возниц и кузов колесницы, гривы и хвосты лошадей, хитоны, поножи, щиты и гребни шлемов). Основная роспись дополнена лучами вокруг корня ручки и двойной полосой точек, идущей по самому краю крышки.

И композиционно, и по характеру трактовки фигур фриз на крышке близок целому ряду изображений на плечиках упомянутой группы амфор. Эти вазы существуют очень короткий отрезок времени, между 540–520 до н.э., впервые они появляются среди работ вазописца Экcекия2, одного из ведущих аттических мастеров чернофигурного стиля середины – третьей четверти VI в. до н.э. Подобные мелкофигурные фризы встречаются и на плечиках амфор, расписанных мастерами, работавшими вместе с Экcекием и близкими ему по художественной манере3. Однако рисунок на московской крышке не имеет прямых аналогий с росписями ни на одной из ваз этого круга.

О.В. Тугушева


________________

1 Beazley ABV, 1956. Р. 143–144, N 2–4, 6.

2 CVA Metr. Mus. 4, 1976. Pls. 16–19.

3 CVA Br. Mus. 4, 1929. Pls. 50–51.

Сайты Музея