98. ЗЕРКАЛО С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ЭОС-ТХЕСАН, ПОХИЩАЮЩЕЙ ТИФОНА

Инв. Абр 2566

Этрурия. 470–460 до н.э. Мастер Тхесан I

Бронза; ковка, гравировка

В. с ручкой 20,7; Ø 16,3

Показать сохранность, происхождение, литературу
Сохранность:

конец ручки утрачен; на ней сквозное отверстие, поверхность коррозирована, лица Тхесан и Тифона стерты; короткая и, вероятно, более поздняя ручка после утраты старой была грубо приклепана двумя заклепками прямо к стороне с изображением

Происхождение:

до 1945 – Государственные музеи, Берлин. Античное собрание; с 1945 – ГМИИ

Литература:

Gerhard IV. 1867. Taf. 362; Pfister-Roesgen, 1975. S. 25, Taf. 28,1 (ок. 450 до н.э. или 3-я четв. V в. до н.э.); Bloch, 1986. S. 794 (прорисовка); Археология войны, 2005. С. 96, кат. 176

Зеркало с Эос-Тхесан, похищающей Тифона (здесь № 98). Прорисовка, XIX в. Этрурия. 470–460 до н.э.// Gerhard IV, 1867. Taf. 362Зеркало, несомненно, принадлежит к интереснейшим этрусским образцам. К сожалению, оно пострадало во время войны: сравнение с прорисовкой XIX века1 (рис. 30) показывает, что лицо богини оказалось съедено сыростью.

Крылатая богиня несет на руках подростка-мальчика. По аналогии с греческими сценами здесь можно видеть картину похищения богиней Эос троянского красавца Тифона – сына царя Лаомедонта и внука знаменитого Приама. В греческих мифах богиня Утренней зари отличается редкой любвеобильностью, тут и там похищая красивых мальчиков: среди ее возлюбленных называли и афинянина Кефала и других, но наиболее прочной ее привязанностью был Тифон2. Эос проводила с ним прекрасные дни, пока он не начал стареть, а когда же силы стали покидать возлюбленного, она заперла его в комнате, и Тифон превратился в цикаду3. Этот странный миф никто даже не пытался объяснять. В искусстве же широкую популярность обрел только миф о похищении – в том варианте, как он представлен здесь4.

Эос показана в пышном хитоне с длинным напуском, с рукавами по локоть; края рукава украшены бахромой или кисточками; за спиной плащ; складки одеяния разлетаются волнами, так что снизу виден край «спинной» его части; богиня стремительно мчится – складки туго натянуты между ног. Ее волосы охвачены вышитой диадемой и спускаются на лоб и уши тонкими завитыми локончиками, остальная же масса разметана по шее. Обеими руками богиня держит Тифона. Лица их, показанные в профиль, обращены друг к другу. У Тифона короткая прическа, волосы в некотором беспорядке, он поражен быстротой совершившегося: в левой руке он еще держит стригиль, с которым пришел на палестру, а в жесте правой выражено удивление. Но при всей динамической напряженности сюжета композиция уравновешенна. Крылья богини почти симметрично развернуты за спиной, вторя круглым контурам диска. Обрамлением зеркалу служит венок с двойным рядом листьев плюща – плотно посаженных, на равномерно извилистом стебле. Зеркало приписывают одному из известных этрусских гравировальщиков – мастеру Тхесан I.

Сюжет имеет прямое отношение к связанному со смертью ритуалу «перехода». Похищение – смягченная версия кончины: ведь Эос носила для погребения и мертвых мужей – например, своего сына Мемнона5. Юноша Тифон находится в переходном возрасте (греческого эфеба) – от отрочества к зрелости, и сам сюжет «переходный» – богиня переносит его из одного локуса в другой (из обители смертных в обитель богов), и стригиль – не только инструмент атлета, но и жертвенное орудие, намекающее на будущее разделение смерти/хаоса и рождение из него новой жизни-мира. Кроме того, у левой ноги Эос-Тхесан сидит небольшая птица со сложенными крыльями, клювом вверх; она не просто декоративная фигура – многочисленные птицы, заполняющие росписи этрусских гробниц и сцены ваз, позволяют думать, что и этот образ намекает на похищение как метафору смерти (птица – терзательница/спасительница, то есть «животная форма» Эос) и на сложный путь души-птицы в процессе посмертных трансформаций. Похищение юноши, а не зрелого мужа, тоже важно в этой связи. Этруски, подобно грекам, высоко ценили юношескую красоту, быть может, разделяя греческую мысль: «Любимцы богов умирают молодыми». Не исключено, что сюжет мог иметь отношение к возрасту погребенного, которому это зеркало дали в могилу как дар.

Л.И. Акимова


________________

1 LIMC III, 1986, Eos/Thesan 25, p. 794 (R. Bloch).

2 Athen. I. 6c; Ovid. Met. IX. 421; XII. 548 sq; Hyg. Fab. 270.

3 Tithonos (E.Wűst) // RE VI, 1937. Sp. 1518.

4 Ср. LIMC III, 1986, Eos 30, 39 etc.

5 LIMC III, 1986, Eos 318, 322, 324, 327, 331.

Сайты Музея