112. ПАРЯЩИЕ ЭРОТЫ

Показать сохранность, происхождение, литературу
Литература:

Античное искусство, 1963. С. 38 (№ 112.2); Археология войны, 2005. С. 57, кат. 80 (№ 112.1); № 112.3 публикуется впервые

Скрыть отдельные предметы

Все статуэтки изготовлены в нескольких формах; детали вылеплены от руки; доработаны стекой; покрыты обмазкой и раскрашены

В искусстве коропластики эллинистического времени все большую роль приобретают греческие центры, расположенные на побережье Малой Азии. Начав с подражания знаменитым статуэткам Танагры, мастера Мирины, Смирны и некоторых других малоазийских городов очень быстро вырабатывают свой особый стиль. По сравнению с «танаграми», их статуэтки, может быть, не столь совершенны, иногда грубоваты по исполнению, но неизменно выразительны в передаче характера изображаемых персонажей, круг которых необычайно широк. Так, возросшая в эллинистический период популярность культа Афродиты повлекла за собой увеличение и числа терракотовых статуэток ее сына – Эрота. На смену классическим идеалам, персонажам зрелого и совершенного возраста в искусство пришли образы детей, в которых мастера могли отразить особенности поведения и настроения переходного возраста.

Круглолицый Эрот, расправив крылья за спиной, спускается с неба (№ 112.1). Голова ребенка повязана пышным венком из листьев плюща и медальоном посередине. Расчесанные на прямой пробор волосы длинными локонами спадают на плечи и спину. Обнаженный торс пересекает перевязь с заправленным за нее коротким плащом. Судя по следам скола, левая рука малыша решительно поднята вверх. В то же время его голова застенчиво клонится к правому плечу, рот расползается в улыбке. Шалуна явно раздирают противоречивые чувства.

Создавая образы детей, мастера стремятся передать черты, присущие возрасту: непропорциональную фигуру с большой головой и короткими ногами, округлые формы, наивное выражение расплывающегося в улыбке лица (№ 112.2). Мягкость и пухлость детского тела контрастирует с ловкостью, которую проявляет ребенок, пытаясь не уронить громоздкую шкатулку.

Выводя на первый план незначительные сцены, изобилующие мелкими бытовыми подробностями, перемещая акценты на эстетическую сторону, коропласты создали образ могущественного и одновременно безобидного божка. Этот образ оказался настолько удачным, что шаловливые карапузы наводнили европейское искусство от эпохи Возрождения до наших дней.

В конце III – начале II в. до н.э. облик Эрота вновь претерпевает изменения. Коропласты Мирины создают фигуру прекрасного обнаженного юноши с распахнутыми за спиной крыльями и венком на голове (№ 112.3). Поворот корпуса, жест поднятой руки исполнены грации, движения легки и изящны, но в них нет ничего мужественного, они женственны и изнеженны.

Подобные статуэтки, найденные в помещениях, храмах или детских погребениях, служили для разных целей. Хранившиеся в домах, они радовали глаз хозяев, возможно, играли роль в домашнем культе; принесенные в храм, становились вотивами, бескровными жертвами богам; положенные в могилу – апотропеями.

Т.А. Ильина

Сайты Музея