103. ГОЛОВКА АФРОДИТЫ ИЗ ЛУКСОРА

Инв. I 1a 3002

Александрия, Египет. III в. до н.э.

Мрамор паросский – белый крупнозернистый с желтоватой патиной

В.18; Ш.10,2; Т. 9,5

Показать сохранность, происхождение, литературу
Сохранность:

небольшие царапины на лице, сбои на кончике носа и подбородке; на темени отверстие, вероятно, для крепления металлического головного убора, на шее сзади новый канал для металлического стержня; следы ржавчины

Происхождение:

до 1911 – собрание В.С. Голенищева (приобретена им в Луксоре, Египет); с 1911 – ГМИИ

Литература:

Мальмберг, 1912. С. 45–48, с. 46 (ил.), табл. VIII; Сидорова, 1960 (2). С. 51; Античная скульптура, 1987. С. 46, № 11

Вероятно, головка первоначально принадлежала горельефу, судя по недоработанному реверсу и изображению в три четверти. Как выяснил В.К. Мальмберг, первый исследователь памятника, суммарно трактованные волосы, разделенные на прямой пробор, в новое время пытались оформить в виде крупных завитков, оставив многочисленные следы грубого инструмента1. Двойная ложбинка, прорезающая прическу, предназначалась для украшений – металлических обручей, вероятно, сделанных из позолоченной бронзы. Отверстие, ближайшее ко лбу, должно было служить основанием для крепления некоего высокого фронтального украшения. Тип лица с его «тающим взглядом» близок Венере Медичи – одному из отражений праксителевой Афродиты Книдской2, особенно в варианте Афродиты Кауфман3. Головка, несомненно, также представляющая Афродиту, покоится на длинной шее, на которой показаны складки; шея грубовата, малоподвижна и говорит о родстве с александрийскими изваяниями. Судя по тому, что общая форма остается еще строгой и цельной, работа была создана в III в. до н.э.

Л.И. Акимова


________________

1 Мальмберг, 1912. С. 45.

2 LIMC II, 1984, Aphrodite 419, p. 53.

3 Мальмберг, 1912. C. 47; Brunn, Bruckmann, 1932–1947. Taf. 161.

Сайты Музея